Вежливо и не без выгоды эксплуатируем (bmwservice) wrote,
Вежливо и не без выгоды эксплуатируем
bmwservice

Categories:

Допуск: начало. Они ковали LSPI (LSPI-приквел)


Как вы все уже знаете, в далеком теперь уже 1969 году, Американский институт нефти даровал нам Допуски.

Суть их формальной эволюции хорошо отражает вот эта табличка, которую вы наверняка видели уже не менее сотни раз.
Хорошо видно, что деятельность изрядно интенсифицировалась именно последние годы, особенно хорошо это заметно на фоне относительно спокойного периода их появления: "71-88".

Совпадение?




Давайте попробуем вспомнить:

Типичный массовый автомобиль начала-середины 70-х (Периода начала допусков) выглядел примерно так:


Типичный премиум автомобиль того же периода выглядел примерно вот так:


Ну или так:


Вы, наверное, подумали сейчас, что API как только выпустил допуски, так все автопроизводители бегом сразу же под него и подверстались: ну сказано же не раз, что двигатели разрабатывались "в тесном сотрудничестве".

Самом тесном, кто бы сомневался: беда в том, что большинство актуальных к тому моменту двигателей были разработаны как минимум за десятилетие до начала "допусковой" эры.

Все представленные выше автомобили - сплошь европейские.

А именно европейская школа первенствовала в такой важной категории, как степень форсировки двигателей блоков малого литража. Там не только был отрыв в общей группе, но и своего рода рекордсмены - беспрецедентные и даже революционные конструкции, предназначенные не для испытательных полигонов, а для дорог общего пользования.

Рекомендую (ну мало ли, если кто до сих пор не знает) почитать про основы американского моторостроения - как именно оно прогрессировало до момента кризиса 1973 года. Вполне может выясниться, что технологическая основа абсолютно всех двигателей растет сугубо из довоенного периода. А весь реальный технический прогресс был экстенсивным и заключался исключительно в наращивании литража.

Да, именно европейцы заложили почти все современные принципы массовых форсированных высокооборотистых моторов. И не стоит так презрительно коситься на FIAT 124 - у них собственный DOHC был готов уже в середине 60-х. Лет так за 30-40 до вынужденного массового перехода, по давно назревшим соображениям экономичности и экологичности.

Покуда флагманские конструкции Mercedes и BMW побеждали, как правило, исключительно самим литражом, идеологически будучи ближе к американской школе моторостроения, FIAT за пять-десять лет до начала "допусковой" эры совершил вполне себе технологический прорыв: получил степени форсировки совершенно сравнимые с современными ДВС.

Их серия двигателей TwinCam вообще  мало чем отличается от двигателей привычных сейчас малолитражек.

Казалось бы - вот тут бы и искать/применять "улучшенные" масла, новомодным моторам подстать!

Однако появившиеся заметно позже допуски API (чисто американская институция) - им были как кролику очки.

Только лишь в 1972 была учреждена CCMC (европейский аналог API, который сейчас называется ACEA) и спустя три года напряженной копипасты, они что-то там "свое" выдвинули.

Если указать точную дату, только в 1975 у CCMC появились категории-дубли, полностью повторяющие API. Для острастки, разумеется, там указали, что "проводились-де дополнительные испытания" - настолько важные, что не скажем, какие именно. Настолько важные, что в инструкциях указывались через дробь с "америкой".

Кстати, а вам самим не кажется странным, что копья о технический прогресс европейцы ломают, а допуск со стороны американцев идет? Тех самых, у которых в тренде многолитровые и сравнительно ненапряженные моторы? Где о любого рода экономии (в т.ч. и металла) речи изначально не идет.

Ну или даже конкретнее выразимся: которые в указанный исторический период за оба главных нефтяных продукта платят едва ли больше, чем за воду - масло меняют каждые "3000 миль". И это вряд ли были глухие пробки, учитывая тамошнюю специфику эксплуатации. Я сейчас про моточасы.

Это именно те самые условия экслуатации, где "допуск" должен был что-то "улучшить"?

Как это ни странно это выглядит, европейцы систему полностью перенимают, выставляя фактически знак равенства:



То есть, еще раз: буквально до 1975 года, ни о каких "допусках" в Европе вообще во всех смыслах речи даже не шло.

Но даже после появления стандартов, само масло все вышеупомянутые производители лимитировали весьма вяло, скорее как-то так:




Ну или вот так:




Не отставал и FIAT:

С приходом эры "допусков":



Одним словом, не заморачивались особо: изначально акцент ставился исключительно на определенную адаптацию двигателя/масла к температуре среды, исходя из особенностей тогдашних систем охлаждения (киловаттные вентиляторные рамы тогда никто не ставил, извините).

Рядом могли припечатать актуальный допуск по европейской или - синонимичный - по американской системе. Могли и что-то там указать типа "подходит и старый допуск, но лучше-ка - залейте новый".

Общий тренд (см. выше): "branded HD oil - heavy duty" - "фирменное масло с присадками" + температурные адаптации вязкости под климат.

Подведем пока предварительные итоги:

1.До 1975 никаких "допусков" формально не существовало в природе для целой ветви мирового континентального автомобилестроения.

2.Большинство актуальных тогда и после двигателей создавалось в полнейшем отрыве от акул масляного бизнеса. Кто бы сомневался...

3.Допуск был чистейшим "ГОСТ", или, точнее, "ТУ": сокращением и полным синонимом "масла с присадками", или же, что также несколько точнее, "масла с допустимым минимумом противоизносных и грязеудерживающих присадок". Никто спекулировать с этой совершенно утилитарной мелочи пока не догадался...

Никому в голову не приходило хвастаться словом "ГОСТ" или "ТУ". Только с приходом маркетологов, формальное технологическое соответствие индустриальной НОРМЕ стало фактором, влияющим на продажи.

<продолжение следует>
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments