Вежливо и не без выгоды эксплуатируем (bmwservice) wrote,
Вежливо и не без выгоды эксплуатируем
bmwservice

Не только про масло... (черновик) 17/02/2021



Масло первоначально добывалось из обычной нефти путем простой перегонки (выпаривания).
Бензин первоначально добывался из обычной нефти путем простой перегонки (выпаривания).

Масло значительный период времени обладало свойствами удивительного универсализма (единый продукт подходил для самого широкого диапазона машин и механизмов).
Бензин значительный период времени обладал свойствами удивительного универсализма (единый продукт подходил для самого широкого диапазона машин и механизмов).

Масло, по мере развития технического прогресса и роста требований к его свойствам, было заметно усложнено по составу, стало получаться смешением различных компонентов и для его производства потребовались специальные заводы, содержащие сложные физико-химические реакторы, в которых осуществлялись такие процессы как крекинг, изомеризация, катализ <синтеза> Фишера-Тропша и некоторые другие.
Бензин, по мере развития технического прогресса и роста требований к его свойствам, было заметно усложнен по составу, стал получаться смешением различных компонентов и для его производства потребовались специальные заводы, содержащие сложные физико-химические реакторы, в которых осуществлялись такие процессы как крекинг, изомеризация, катализ <синтеза> Фишера-Тропша и некоторые другие.

Масло, по мере возрастания требований к двигателям, стало включать в себя специальные присадки, улучшающие его эксплуатационные свойства, иногда составляющие значительную долю от его объема.
Бензин, по мере возрастания требований к двигателям, стал включать в себя специальные присадки, улучшающие его эксплуатационные свойства, иногда составляющие значительную долю от его объема.

Масло для современного двигателя представляет собой сложную смесь полученных сложным технологическим образом минеральных и синтетических компонент.
Бензин для современного двигателя представляет собой сложную смесь полученных сложным технологическим образом минеральных и синтетических компонент.

Масло со временем стало подразделяться на зимние и летние сорта, облегчающие эксплуатацию двигателя в любое время года.
Бензин со временем стал подразделяться на зимние и летние сорта, облегчающие эксплуатацию двигателя в любое время года.

Масло должно отвечать целому ряду самых современных экологических требований, поэтому концентрация некоторых видов присадок медленно, но неуклонно снижается (но некоторые его компоненты, скорее всего, так никогда и не будут выведены до конца, даже при условии признанного вреда и опасности для двигателя и окружающей среды).
Бензин должен отвечать целому ряду самых современных экологических требований, поэтому концентрация некоторых видов присадок медленно, но неуклонно снижается (но некоторые его компоненты, скорее всего, так никогда и не будут выведены до конца, даже при условии признанного вреда и опасности для двигателя и окружающей среды).

Масло, учитывая все возрастающее количество технологических операций при его производстве, за многие годы обзавелось внушительным списком нормируемых качественных параметров, примерным числом (в зависимости от типа декларации) свыше двух десятков.
Бензин, учитывая все возрастающее количество технологических операций при его производстве, за многие годы обзавелся внушительным списком нормируемых качественных параметров, примерным числом
(в зависимости от типа декларации) свыше двух десятков.

Масло в настоящее время производится многих сортов, соответствующих разным особенностям двигателя, на разных производствах, из разных компонентов по различным спецификациям, но обязательно удовлетворяющих единым требованиям и стандартам.
Бензин в настоящее время производится многих сортов, соответствующих разным особенностям двигателя, на разных производствах, из разных компонентов по различным спецификациям, но обязательно удовлетворяющих единым требованиям и стандартам.

Масло совершенно идентичное по составу, даже произведенное на одной производственной линии, в наше время может быть реализовано в совершенно разных канистрах и под разными брендами.
Бензин совершенно идентичный по составу, даже произведенный буквально на одной производственной линии, в наше время может быть реализован в совершенно разных канистрах и под разными брендами.

Масло, в процессе его постепенного совершенствования вышеуказанными способами, должно неуклонно способствовать росту экономичности, экологичности и надежности автомобильного двигателя.
Бензин, в процессе его постепенного совершенствования вышеуказанными способами, должен неуклонно способствовать росту экономичности, экологичности и надежности автомобильного двигателя.

Масло до периода Нефтяного кризиса 1973 года являлось сравнительно маломаржинальным видом расходного материала и не составляло сколько-нибудь значительной статьи расходов и затрат при содержании автомобиля. Все резко изменилось уже в конце 70-х годов ХХ века.
Бензин до периода Нефтяного кризиса 1973 года являлся сравнительно маломаржинальным видом расходного материала и не составлял сколько-нибудь значительной статьи расходов и затрат при содержании автомобиля. Все резко изменилось уже в конце 70-х годов ХХ века.

Масло сравнительно легко проверяется на качество даже в быту и по косвенным параметрам - существуют (и даже ограниченно распространены) т.н. "методы капельной пробы", метод определения требуемой диэлектрической проницаемости и т.д.
Бензин сравнительно легко проверяется на качество даже в быту и по косвенным параметрам - существуют (и даже ограниченно распространены) т.н. "методы капельной пробы", метод определения требуемой диэлектрической проницаемости и т.д.

Масло является критически важным для современного двигателя продуктом - последствия его применения затрагивают буквально весь двигатель и без него современный двигатель даже не заведется.
Бензин является критически важным для современного двигателя продуктом - последствия его применения затрагивают буквально весь двигатель и без него современный двигатель даже не заведется.

Масло, в сознании современного потребителя подделывают чрезвычайно легко и часто, поэтому стоит приобретать его только в проверенных местах.
Бензин, в сознании современного потребителя подделывают чрезвычайно легко и часто, поэтому стоит приобретать его только в проверенных местах.

Масло даже незначительно не удовлетворяющее любому параметру из числа декларируемых в его составе, в сознании современного потребителя способно почти мгновенно вывести двигатель из строя, разрушив его до самого основания буквально за минуты и считанные километры пути, после чего причина поломки автоматически становится очевидной, безусловно доказанной и остается лишь обратиться в суд, для получения причитающейся за ущерб компенсации.
Бензин даже незначительно не удовлетворяющий любому параметру из числа декларируемых в его составе, в сознании современного потребителя способен почти мгновенно вывести двигатель из строя, разрушив его до самого основания буквально за минуты и считанные километры пути, после чего причина поломки автоматически становится очевидной, безусловно доказанной и остается лишь обратиться в суд, для получения причитающейся за ущерб компенсации.

Продолжать можно еще довольно долго, но вот что мне до сих пор интересно: только лишь одна из указанных жидкостей (и это еще и при наличии антифриза, тормозной и нескольких видов гидравлических!) является уже долгие годы предметом пристального интереса наших доморощенных "исследователей". Увы, но малопродуктивного: канистра и ныне там, уж сколько допусков API сменилось за десятилетия, а "лучшего" масла мы что-то так и не отыскали, при наличии безусловно подходящего, которое рекомендует завод.

Примерно с тем же успехом, сообщество парикмахеров могло бы искать лучшую розетку для фена в городе - так как электричество везде несколько разное по целому ряду формализуемых критериев, типа частоты, амплитуды и гармоник...

Но интересно не только это.

Сегодня впервые я попрошу посмотреть на некоторые интересные (но общеизвестные) факты. Начнем мы с цены на бензин. Кто бы ее не знал еще, среди читающих эти строки.

Если посмотреть цены на современное топливо (сорта от АИ-95 и выше), то на момент написания этих строк мы можем говорить об уровне 50-55 рублей/литр. Если же пойти чуть западнее, то умножать примерно в 2-2,5 раза, коль скоро мы говорим про зависимую от импорта энергоносителей Европу. Итого, чтобы сильно не промахиваться, возьмем диапазон 50-150/литр.

Теперь выстроим аналогию с маслами, взяв самые низовые минеральные продукты с присадками, типа SAE 15W40 (напомню, что с сравниваю с "премиум топливами" - их технологическими эквивалентами).

Бензин мир легковых автомобилей потребляет обычно мелким оптом - 40-90 литров/разом, то есть но несколько чаще, чем масло. Не думаю однако, что именно этот факт чрезвычайно сильно сказывается на ценообразовании - сейчас проверим.

Если выстраивать параллели между современным бензином и прямородственным ему маслом, то рублевая цена литра, как ни странно, тоже окажется примерно на уровне 80-150 рублей за литр, где вы еще и платите за огромную бочку или пластиковую канистру - упаковку. Масло и бензин, как исчерпывающе указано выше, являются ближайшими родственниками и кто бы сомневался, что у близнецов внезапно и носы оказались схожими.

И вот тут, боюсь, самое время настало, набросится за мировую нефтяную закулису с восклицательным возмущением: почему же нам родственников, чье сходство безусловно доказано, так легко впаривают раз так в пять-десять дороже, при схожей себестоимости, стоит только налепить на него "допуск" и подкрепить рекламой.

Поздравляю: вы попались на демагогический прием - все гораздо хуже.

Для начала вспомним тот факт, что чисто "минеральное" производство топлив формально значительно дороже и имеет высокую себестоимость, поэтому прямогонное топливо типа БР-1, керосина и тому подобных продуктов, имеющих удельный выход не выше 20% единицы сырья, в розницу вы дешевле все тех же 50 рублей ну никак не купите.

Если прямогонка гарантированно неподдельная, изготовляемая по требуемоему ТУ, то ее стоимость снова-таки будет примерно 100 рублей за литр. То есть, прямогонка не очень-то и выгодна для "подделывания", как бы это не заманчиво рисовалось в воображении иппохондричных форумчан, то и дело рассказывающих о "догнанных до 95-го контрафактных прямогонных топлив с обочины северокавказских проселков".

Ничего нам этот факт вроде бы и не дал - все та же цифра, верно? БР-2 (крекинговый, чуть больше ароматики в составе) и БР-1 (прямогонный, по старому ГОСТ) - все те же, заколдованные "около 100 рублей"!

А вот теперь сюрприз: загуглив что-то вроде "доля налогов в литре бензина" и "себестоимость литра бензина" неожиданно откроем, что такой вот весь из себя сложный, ультранавороченный ультрасинтетический продукт, мог бы вполне иметь цену примерно так в два раза ниже, при прочих равных, стоит исключить из него политику государственного регулирования - целевые акцизы.

Итак, давайте-ка вот что сделаем, типа таблички:


Условный БР-1 (прямогонный продукт, относительно невысокое потребление) - около 100

Условный БР-2 (синт. продукт, относительно невысокое потребление) - около 100

Условный керосин (прямогонный продукт, относительно невысокое потребление) - около 100

Реактивное авиационное топливо (и прямогонное и риформинговое, всех видов, высокое потребление, спец. налоги!) - от 40 до 100.

Условный минеральный продукт ("масло SAE 15EW40, но с присадками", потребление средне-высокое) - около 100

Хотелось бы вообще найти нефтепродукты дороже - помогите!

Условный "современный бензин" (предельно навороченная синтетика, крупный объем потребления, с учетом спец. налогов) - 50-150!

Условный "современный бензин" (предельно навороченная синтетика, крупный объем потребления, без спец. налогов) - 25!

....барабанная дробь....

Масло "со всеми допусками", точно такая же синтетика (добуквенно) как современный бензин, потребление рассчитайте-ка сами...  500-750-1000 за литр!

В 20-40 раз дороже, чем точно такие же по сути продукты без маркетингового и индустриального легендирования.

Но этого мало, существует еще и такой немаловажный класс внезапно нестандартизированных жидкостей, потребление которых ниже на еще одну ступень, что совершенно точно компенсируется их ценой: гугл вам в помощь, чтобы увидеть вот такое:



Это уже в 200 (двести) раз дороже практически обоснованного исходника. Формально - безальтернативно. Желаю сейчас напомнить вот эту ссылочку.



Если вы можете показать любые иные примеры из практики, когда сметана и сливки будут стоить в 20-200 раз дороже молока - не стесняйтесь. Массово: я сейчас не говорю о эксцентричных выходках сумасшедших бизнесменов. Только массово.

Бензин (как топливо) подвязан на политику и государство - там такие выходки не пройдут. Попробуйте вытворить что-то подобное с бензином - деньги резко обесценятся. Попробуйте на  уровне крупного бизнеса залезть в государственный механизм и заявить что-то типа "для вашего автомобиля подходит только ЭТОТ бензин с допуском". Ну это-то еще можно попробовать, хотя бы на уровне рекомендации, если с ФАС договорились. Но вот попробуйте еще и сделать это безальтернативным по 1000 рублей за литр, или хотя бы 200.

Вот тут будет крайне интересно, сколько же дней проживет ваш бизнес именно при давлении сверху (снизу же, безусловно, помычат, пожуют и пойдут в массе своей заливать все "как прежде", чего уже никогда не произойдет с минералкой, потому как у крупного рогатого скота, как известно, память стада исчисляется от последнего забоя стада и глубже не распространяется).

А в нашем же, совершенно особом, случае (изолированной экономики) об этом и говорить не приходится - массовая автомобилизация началась аккурат с приходом "допусков" и современных ГСМ - я про завод Тольятти.

То есть, "вспоминать"-то и вообще нечего - подобные сорта уже исходно были "допусковыми", но даже они пока были дороже бензина не более чем в 2-3 раза - действовало госрегулирование.



Вот в условиях же свободного рынка, с маслом можно делать все что угодно, особенно, если это было сделано довольно давно и аккуратно - никто и не заметил. А если заметил - забыл. Оно ВСЕГДА так стоило, как вы думаете.


Кстати, особо отмечу для ухватившихся за слово "госрегулирование": при наиболее показательной цене за топливо последней декады СССР равной 40 коп. за 1 литр АИ-93, масло стоило, как видим, почти ровно в 2,5 раза дороже.

Сейчас же советую противопоставить цену все того же М6, М8, их ближайших аналогов (в т.ч. и упомянутых выше по тексту) все тем же сортам АИ-92 и АИ-95. В условиях "свободного рынка" масло даже несколько подешевело.

Но то ли дело, если речь заходит о продуктах "со всеми допусками"...

Мы выяснили, что существует некая глобальная индустрия "стандартизации" и, сиречь, "легализации" овермаржинальности величиной 3000%-20000% и доморощенные борцы за ее права, во главе с API - на эту тему была прекрасная статья, с чрезвычайно малым количеством лайков.

А теперь мне бы хотелось задать крайне неудобный вопрос, вероятность безответности которого бьет по всем пределам моего беспредельного воображения: уважаемые поборники "неподдельных масел со всеми допусками", почему же получается так, что ваш интерес к маслам моторным, наклейкам, крышкам, оттискам и даже пикселям на их упаковках, никаким образом не касается всех остальных масел?

1.Масел для АКПП (всех типов и видов).
2.Масел трансмиссионных (раздатки, ГУР, редукторы всех мастей).

Где можно посмотреть на столь же массовые испытания и поиск лучшего масла? В чем причина такого невнимания?!

Вот что интересно: двигатель за свой нормальный пробег тысяч так в сто километров потребует около сотни же литров моторного масла.
АКПП, редуктор, раздатка - на порядок-два(!) меньше. До СТА РАЗ меньше, если рассматривать конкретный агрегат.

Однако ремонт АКПП, редуктора, раздатки (если есть) совершенно сравним по стоимости со стоимостью ремонта ДВС.
Нормально перебрать современную ZF можно примерно за 1,5-2 тысяч евро, включая гидроблок. Редуктор, раздатку - 500-1000 евро.

Ресурс/расходы совершенно сравнимы, но "повлиять" на них можно буквально считанными литрами масла, которое становится автоматически важнее в 10-100 раз.

Казалось бы, измерять "улучшение" можно все по той же годами уже отработанной методике ICP - куда ж проще.

<продолжение следует>
Tags: бензин, немасло, этовам
Subscribe

  • ГУР/Ильдар, варианты - номер один - Живая дискуссия

    Вот смотрите - стыдно проходить мимо, конечно, ибо такое вот... реально затмевает даже некоторых немецких инженеров. Подумать только... Бывает раз в…

  • ТопБлогинг и ГУР - Конкурс

    В общем, эээ... ...снился мне сон... ...ну представьте, будто бы есть чел, который... допустим, собрал корч... залил масло и поставил на стенд...…

  • PM-01

    1.Вчера вечером выяснилось, что есть возможность забрать остатки с производства. Но там - коробка, забрать надо бОльшую часть и еще часть, вероятно,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments

  • ГУР/Ильдар, варианты - номер один - Живая дискуссия

    Вот смотрите - стыдно проходить мимо, конечно, ибо такое вот... реально затмевает даже некоторых немецких инженеров. Подумать только... Бывает раз в…

  • ТопБлогинг и ГУР - Конкурс

    В общем, эээ... ...снился мне сон... ...ну представьте, будто бы есть чел, который... допустим, собрал корч... залил масло и поставил на стенд...…

  • PM-01

    1.Вчера вечером выяснилось, что есть возможность забрать остатки с производства. Но там - коробка, забрать надо бОльшую часть и еще часть, вероятно,…