Вежливо и не без выгоды эксплуатируем (bmwservice) wrote,
Вежливо и не без выгоды эксплуатируем
bmwservice

Categories:

Трение ч.5: манифест МП

Это продолжение.
Начинать отсюда: https://bmwservice.livejournal.com/347438.html


  В далеких теперь уже десятилетиях тотально-конвейерной автомобилизации населения североамериканских штатов, мало кому в голову могли приходить вопросы поисков крупиц металлической пыли в масляной отработке: как ни странно это может звучать, но вообще мало кто об этом думал. Металлургия у Ford была своя собственная и достоверно известно, что никакие детали двигателя ничего сложнее кокиля и зубила не видывали.

Простота, даже нарочитая примитивность конструкции автомобиля в целом, делали такие мелочи как металлический износ "сыромятного" металла фактически незаметными на фоне других конструктивных проблем и особенностей. Если что-то и сточилось, коли дожило, то выкинул и заменил на новое (такое же дешевое, как и сама машина) - примерно как с сиденьем и стартером (которого, скорее всего, отродясь не было).

То ли дело, когда отошедшая от шока послевоенная Европа рьяно взялась за вопросы экономии и экологии своих заметно усложнившихся со временем повозок: немало некогда крупных компаний вынуждены были рестартовать буквально с мотоколясок, решительно отринув всяческие Хорьхи. А вот сытые США в ту же проблему нефтяного кризиса буквально въехали: с немалой, набранной благополучными десятилетями инерцией, подобно тому, как въезжает классический 17-футовый Impala 1959 в бетонный отбойник - внезапно и целиком в труху.

Старт с более низкой позиции обеспечил европейцам внезапное преимущество, когда оказалось, что бегать куда угодно по рыночному полю оковы рынка уже не позволяют: пожалте теперь прыгать, да в обратную сторону...

Многие европейцы (и все азиаты) прыгать начали от блоков объемом до 2 л - очень удачный старт для обретения требуемой экологии и экономии. То, что ранее выглядело как отставание, оказалось фактически гандикапом для соревнований по правилам "а теперь-ка давайте дружно на 180-градусов".

Вылизанный технологически и не менявшийся годами "V8" блок так просто не отпилишь и не сожмешь до, например, V4... Самое время выяснить, что же именно стало с продажами заокеанских лидеров в 1974 году и городом Детройт, в частности, стоит почитать в гугле.

Иностранцам же столь неожиданное преимущество оказалось настолько кстати, что всего-то десятком лет позже, Япония въехала на эту территорию уже со своими "экономичными" V8, правда объемом значительно скромнее, чем привычки коренного (если не считать индейцев) населения.


Механизм же резкого подрожания сырья оказался куда более эффективным, чем зарождающееся примерно в то же время экологическое движение: вот именно в тот момент, когда автомобили стали преимущественно делать не художники, а бухгалтеры, на арену и вышли такие близкие сердцу каждого форумчанина CO, CO2, Cx, синтетические масла и прочие достижения, работающие главным образом на кошелек (но не только потребителя, или же, если присмотреться внимательнее, вообще не на потребителя).

С другой стороны, именно эти меры вынужденно "дополировали" парадигму надежности и эффективности двигателей до блеска 90-х годов: все эти ваши азотирования, хонингования, закалки токами высокой частоты обеспечили немалый ресурс со стороны двигателя, при условии высокой удельной мощности (эффективности) и столь необходимой теперь сравнительной экономичности. Противоизносные же присадки "стандартизированных по API" масел, бортовые компьютеры с индикаторами своевременности ТО - казалось бы, окончательно и бесповоротно свершили то же самое, но стороны обслуживания.

Давайте, тем не менее, простыми словами поясним следующее: "отсталость" докризисных технологий не означала-таки никакой особой потребительской ущербности - когда у тебя мотор V8 (его хватает на все) и все вокруг неспешно эволюционирует без жала экологического паяльника, то хоть 8 литров блок делай - купят. Заправлять его и масло менять вообще никаких проблем не будет - нефть не сильно дороже воды из лужи обходится.

И вот только когда тебе сырье в 10-20 раз взвинтят, вот только тогда и потребуются меры ЭКОНОМИИ, которые в последствии дадут даже некоторые побочные позитивные эффекты, типа высокооборотистых моторов.

Они и ЗАСТАВЯТ из той же железки выжимать больше мощности. Ну или из того же объема топлива - больший пробег. И все эти многоступенчатые автоматы и проч. и проч. - все растет именно отсюда.

Потребитель же, при прочих равных, меньше платить не будет, хотя бы потому, что сырье сначала ПОДОРОЖАЛО, а затем еще и массу денег экстренно вкинули в разработку и внедрение новых технологий, чтобы в последствии ужаться в расходах. Но и это еще не все: идеальной формулы конверсии количества в качество просто не существует - неизбежна масса побочки, когда вас за 5-10 лет резко преставляют на новые рельсы. Думаю, что в рамках, например, того же перехода 127В сети питания на 220В, в СССР пострадало совершенно лютое количество телевизоров.

В рассматриваемом же нами случае, "менять" пришлось почти все: так что не удивляйтесь последствиям. Если целиком переворошить гнездо собрались, укусов не избежать. Да, специально оговорюсь, что бувально до момента нефтяного голода, американские автомобили никакая экологическая муха не кусала: EPA что-то там довольно вяло прорабатывали на тему запрета этилированного топлива и прочей экологии, но успех даже в этом, весьма скромном направлении, наступил сильно позже.

Последствия кризиса заметны абсолютно во всех сферах, даже в рекламе масла можно выявить некоторые непривычные особенности.

Вот типичная реклама моторного масла середины 80-х - хотя бы одно слово про "допуск" и "разработано специально для вашего двигателя":


Пока еще рекламируется именно само только масло и его основной функционал - оно не защищает лучше, оно просто смазывает и достаточно защищает:


Чтобы сравнительные критерии вводить, нужно очень хорошо подумать было. Когда-то реклама была вполне честной и информативной - чтобы продавать молоко столетиями, его не нужно модернизировать каждую пятилетку и медалями выставок обвешивать как собаку. Парочку-тройку процессов промышленных внедрили для безопасности при хранении и хватит. Пастеризация, восстановление, упаковка стерильная - достаточно. Молоко и масло - совершенно равноправные жидкости, что тогда вполне адекватно воспринималось всеми участниками рынка: и производителями и потребителями.

Основной функционал масла в двигателе, на примере от Mobil: просто быть в моторе в кондиционном состоянии. Пока оно там есть - мотору ничего не будет. Доказано Мобил (см. ниже) в начале 90-х... Ну и много кем еще, на самом деле.

Одно из первых, упоминаемых в сети, серьезных (сводных, независимых) исследований датировано 1996 годом - Блог подробно этот вопрос разбирал еще в 2012 году.

А теперь посмотрим еще раз, как именно оценивается износ, на что именно был наведен фокус:


И сюда:


В предыдущих частях, мы только тем и занимались, что всесторонне рассматривали эти детали, не так ли?! Мобилу и не снилось, насколько более подробно тут это было сделано, но интереснее другое: перед вами одно из первых упоминаний традиционно маслопрофессионального подхода к этому вопросу за всю историю.

Напоминаю: перед нами далекий 1993 год! До основания главного маслопрофессионального логова - BITOG - еще лет так восемь.

Да что там - Blackstone labs, со своим ICP, еще едва только пошла в школу (но очень плохо в ней училась). Кроме того, думаю и оборудования соответствующего у них на тот момент и в проекте не было - Mobil вовсю автоспорт спонсировала и не по масштабу сарайной лаборатории с ней тягаться.

Видите, это BlackStone сейчас не стесняются:


... так открытым текстом и пишут - единственная наша "показательная" методика - ICP и дальнейшее сравнение результатов с собранной нами же базой. ВСЕ. Другого во всем мире нет.

Это настолько "замудрено" и "научно", что я подробнейше разбирал итоги их многолетней деятельности по известной вам ссылке (и по десяткам других, на самом деле).

Ну а пока BITOG еще в проекте, сама Mobil, пользуясь преимуществом, делает буквально следующее:


Это чрезвычайно ценная картинка - в ней есть ну-таки все. И все это - невероятно знакомо.

Убедимся:


Разрешите, поясню за Мобил ровно то, что там гарантированно есть:

На автомобиле 320.000 км проехали, как заявляют, с той самой методикой ICP пресловутой. Пробег преимущественно "трассовый".

Что видим:

Цифры до боли нам знакомы, хотя вообще все другое (оборудование, машина и проч.), нафиг, а вот цифры - как приклеенные! Ну эти ваши любимые 10-20 ppm железа и еще мизерная щепоть цветмета!

Первый участок интервала - "прикатка" - едва заметный пик железа, буквальное сдирание "дорожек из железа" с механообработанных кулачков, о котором мы говорили в предыдущей статье. Дальше начинается преимущественно "ровное" полусухое трение ГРМ - ровное плато вообще без износа, или же (зависит от методики) - абсолютно ровный совокупный износ, если масло меняют вовремя.

Поэтому совершенно не важно, как отражен на графике момент замены масла: показано исчерпывающее (около 30!) количество интервалов-точек замера. Все они примерно на уровне современных результатов и даже (и это важно) в некоторых местах явно ХУЖЕ, чем основные значения:


Да и все характерные приметы "работавших" деталей также появляются в кадре (смотрим на характерный "кольцевой" износ толкателя):


А теперь, внимание, вывод:

Mobil в далеком 1993 году сделала то, до чего любители из числа МП никогда не дотянутся (уже 20+ лет и все безрезультатно): всего лишь откатала 320.000 км на моторном масле, показала все те же циферки, разобрала двигатель, показала нам основные детали и заявила нам буквально следующее:

NOTHING. NOTHING: VIRTUALLY NO ENGINE WEAR!

Понимаю, что МП будут пытаться прочесть эти строки и полезут вот сюда (они всегда так делают, см. форум):



Поможем же им чисто из гуманистических побуждений:

"MOBIL: что мы обнаружили, разобрав двигатель после 320.000 км пробега?!

Ничего!

Ничего: условно полное отсутствие износа двигателя."


Еще раз: выявлено и доказано полное отсутствие <функционального> износа двигателя, при совершенно аналогичных по сути и содержанию "исследованиях", проведенных компанией Мобил почти тридцать лет назад!

Ну ничего, Мобил, будет еще вам и другое ничего: пройдет 20+ лет, придут те самые сами знаете кто, страдающие радикальным беспамятством, и обнародуют во всеуслышание

Манифест Маслопрофессионалов

"Мы, представители и наследники общности, которая самостоятельно не изобрела и не внедрила ни одной глобальной автомобильной технологии, самостоятельно не построила ни одного полностью независимого автомобильного производства или значимой автомобильной фабрики, поголовно передвигаясь на автомобилях иностранного производства, используя моторные масла, сплошь изготовленных на иностранном оборудовании, компонентах и технологиях по иностранным же спецификациям, печатая этот (и подобный ему) текст на иностранном компьютере, в иностранной же Сети, плюем вам в монитор, на все эти ваши иностранные институции и технологии и категорически вам заявляем: мы не доверяем внедренной и проведенной вами закалке, а так же всем иным технологиям по упрочнению деталей, придуманным и внедренным вами, вашей присадке ZDDP, всем допускам вашим и, прежде всего, лично вам, кто для нас все это создал и внедрил. Заявляем, что нам категорически МАЛО ваших тестов, заявлений и заверений, что износ двигателя отсутствует. Клянемся прилежно проверять это до конца дней своих, в паузах между переливанием масла в бутылочках. С наших слов записано верно. МП."

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments