Вежливо и не без выгоды эксплуатируем (bmwservice) wrote,
Вежливо и не без выгоды эксплуатируем
bmwservice

Categories:

Чип энд фейл, ч.1


  Не так уж и много статей (явлений) вызывает у меня острое желание немедленно схватиться за перо... Ну, например, разве что эти ваши LSPI, или, что не сильно умнее, HTHS... Ну и так далее (тут немало их наберется)... и даже еще несколько...

Явлений-то немало, но, во-первых, все же считанное количество, а во-вторых - число их все же медленно, но верно убывает (слава Блогу).

Но все же есть пока еще кое-что, не до конца извлеченное из чужого глаза, что яростно мешает Блогу жить.


Вот одна из самых отвратительных заноз - просто кровь из глаз.


Пиршество мракобесия, лжи, скудоумия, недалекости, умственной органиченности и воинствующей безграмотности. Впрочем, допускаю и о-о-о-очень изысканный динамитный троллинг идиотов (включая и вполне себе сытые бюргерские форумы).


Несколько лет ждал, когда объявится-таки дочь инженера, которая наверняка скажет нам, что-де "все не так однозначно". Но нет. Напрасно. Быть может, подобное разоблачение все же готовилось кем-то долгие годы и вот-вот должно выйти, поэтому я даю этому неизвестно кому еще совсем немного времени - считанные часы. Но если все же нет, то остается предполагать, что всех инженеров отключили от Гугла, да и вообще, похоже, прочно изолировали от компьютера, а спасением человечества от глупости вынужден заниматься только этот убогий Блог. Поэтому прошу каким-то чудом уцелевших заинтересованных лиц все же поторопиться...

иначе...

иначе...уже в самое ближайшее время, вы в очередной раз сможете убедиться, что Интернет стерпит все, а типичный форумный обитатель непритязателен настолько, что и вовсе с превеликим удовольствием впитает в себя практически любой "правдоподобный" фейк "разоблачительного" (на самом деле - любого) характера, достаточно лишь подбросить ему пару громких лозунгов и сдобрить этот "инсайд" горсткой "убеждающих" цифр и "фактов".

Реально же валяться в ногах будет и паскудно раболепствовать типа "Лучшее, что я читал об этой теме!", "Наконец-то кто-то разложил все по полочкам!", "Я все так и знал!" и т.д. (см. комменты по ссылке выше). Минутка ревности закончена.

Да, я сознательно выждал некоторое время, которое потребовалось обладателям беззубых форумных ртов на полное переваривание этого широкорастиражированного бреда и перехода его в фазу насыщения - сейчас этим пасквилем тычут повсеместно, стоит только вообще упомянуть тему "чиповки" в любом разумном контексте. Тебе сразу скажут: мол, что ты, дядя Вася... ты заведомо не можешь быть умнее безымянного инженера-ренегада из числа инсайдеров BMW, который, к тому же, непосредственно "разрабатывал все двигатели BMW и даже имеет несколько "патентов" на свое имя".

Что будет непосредственно после прочтения ими этого (а не этого) "инсайдерского разоблачения", не так уж и важно по форме, но совершенно неизменно по сути: в 101 раз покорно пойти покупать "масло с допуском" за десятикратную цену, которое уже "не содержит LSPI" (но это не точно), не слишком отличается от простой покупки "синтетики-нулевачки", с температурой застывания ажно "минус 65 градусов по Цельсию", жителем Москвы и области. Оба хуже.

Да, я прекрасно осознаю, что уже довольно давно и последовательно преподаю основы гуманизма преимущественно сомалийским пиратам, а форумного бандерлога невозможно переучить на новый лад и даже маловероятно вообще заставить хоть раз задуматься.

Понимаю также, что ни один "чип-тюнер" не перечислит Блогу ни копейки (зато исправно будет использовать данные из этой (как и многих прочих) статьи - да на здоровье!), поэтому обращаюсь лично к вам: вчера отдал пару тысятков тысяч за первую фазу практической части этой статьи. Насколько быстро она выйдет и насколько качественной будет - целиком зависит только от вас. Как только восполню потерю ресурсов - немедленно и сразу начнем цинично-фактчекинговый можемповторить "немецкого инженера" на медленном огне...

Мой труд и время вам в подарок, как обычно...


4276-3800-3089-0755 - сбер, bmwservicemoscow@gmail.com - paypal.
Ну что же...

Вот как так получается: в Блоге некоторые темы разобраны просто по молекулам - по 256345 примеров на каждый изложенный факт, а в ответку я до сих пор (а лет пять назад, так и вообще без исключений) преимущественно читаю что-то типа "да фигня все это", "ересь", "нет таких температур" и пр., что уже многократно стало мемами...

И вот же: все та же пресловутая умопомрачительная статья, что амерканцы-де, все-таки высаживались на Луну, но не совсем на Луну, а на Марс, только он был треугольный, сделан из пармезана и расположен где-то в Читинской области... В ответ же читаем сотни сплошь "СПАСИБО, ЧТО ВЫ ОТКРЫЛИ МНЕ ГЛАЗА", даже от тех, у кого и машины-то нет.

Что же это там за магия букв и словосочетаний, что столь эффективно работает? Содержание статьи таково, что вот реально, я не смог бы такое учудить даже будучи в пиковой стадии трипа от вдыхания бензиновых паров: после первого прочтения так и вообще едва сдержался, чтобы не запустить в монитор круассаном.

Почему-то в своем отечестве до сих пор нет подходящего пророка - вот, например, в чертог к доморощенным Профессионалам совсем недавно тоже заявился неимпортозамещенный Скользитель.

И что же вы думаете? Встретили ли они его апокрифические (по их меркам) страдания хотя бы со сдержанной осторожностью? Ну, на первых порах, может быть и да... А вот сразу после... Скользитель единолично извалял все сообщество в масляной отработке, которую в последствии еще и промакнул ветошью, незамедлительно затолкав ее в их широко открытые от полного восторга маслозаливные горловины... Еще чуть-чуть и зажигалку поднесет: теперь сидят и пикнуть супротив недавнего еретика боятся - что гуру скажет, так и будут думать.

Еще и в очередь выстраиваются, чтобы в течение недели, на свой очередной феерически оригинальный вопрос типа "А что вы думаете по поводу алкилирования непредельных алканов путем сульфатации бромата кальция?" задать... Бромат кальция и думать не гадал, что его судьбой с настойчивостью идиота будет интересоваться обладатель KIA Rio из поселка Дивнополье, Соль-Илецкого района Оренбургской области...

И вот тут снова-таки: да что ж ты будешь делать!

***

Прошу прочитать эту строчку дважды: если я буду разбирать каждый тезис этой нетленки без исключения, то вы рискуете дочитать до итогов месяца через два... Вынужден буду оставить только самое "главное".

Сначала "вводное главное", чтобы было по чему бить:

Я уже более 20 лет работаю в БМВ, и занимаюсь разработкой дизельных двигателей. Как поколения М47/М57, так и N47/N57 я во многом числю своими детищами, ибо только по последним зарегистрировано 3 патента на мое имя.

Я очень вас прошу крепко-накрепко запомнить эту гордую характеристику - так отрекомендоваться могут не какие-то там "конвейерные (т)урки", о которых столь часто говорят на форумах. Перед нами не иначе как один из самых-самых ключевых работников этой специфической отрасли. Для тех, кто не в теме: у BMW современности уже давным-давно всего две основные платформы дизельных двигателей - "47" и "57", различающиеся только числом цилиндров. Именно на эти стандартные платформы навешаны все основные модификации, типа степеней форсировки (о чем статья), X-количества турбин и так далее. Базы-то всего две, а моделей двигателей заметно больше.

Сказать, что ты создавал эти двигатели, равносильно утверждению "я создавал ВСЕ современные дизельные двигатели BMW за последние двадцать лет". Это чтобы у вас не создалось обманчивого впечатления, что чел подвизался там где-то совсем сбоку-припеку и может соскочить по сколько-нибудь уважительному поводу типа старческой забывчивости...

Обещал скипать "воду", поэтому сразу вам конкретный улов:

Все перечисленные категории двигателей имеют одинаковые геометрические параметры, но кардинально иные материалы, используемые в изготовлении их компонентов. А именно: В UL (25d — 6 цилиндров), 18d, и т.д.) – поршни Mahle Серии 124, с содержанием меди в сплаве 0.6%, электромагнитные форсунки. В OL (20d, 30d) — поршни Mahle Серии 148 с содержанием меди в сплаве 1.2%, пьезофорсунки, давление в топливной рейке 1800 Бар, шатуны и коленвалы из более прочных материалов. У Top (23d, 35d, 50d) – поршни Mahle 174, и другие различия.

Что большая редкость для масляно-водянистых умопомрачительных статей, типа... HTHS и LSPI, со всякими Лонглайфами, так это то, что там зачастую очень непросто вырвать хоть какие-то конкретные факты. Хотя бы ОДИН. Ну просто-таки нечеловеческие усилия необходимо прикладывать! В Блоге не так давно было сразу несколько публикаций про ПОРШНИ и всякие там ДЕТОНАЦИИ. И вот во всем интернете оказалось всего ОДНА официальная фотография поршня от "сверхдетонации LSPI" (на самом деле - тоже не от нее) и ОДНА фотография поршня от детонации. И та - моя. А вот здесь, спасибо безымянному инженеру - хватай не хочу, хватай лучше нас, хватай вместе с нами... - в одном абзаце сразу много цифирей. Прямо праздник какой-то!

Короче, уважаемый немецкий инженер, у меня для вас плохие новости. СРАЗУ и МНОГО.

Первая: прошу показать мне "148-й сплав" от MAHLE. Пожалуйста! И как, удается?

Я не так чтобы особо злорадствую по поводу опечаток (здесь они, разумеется, тоже есть), но просто когда маслопоршневые профессионалы в самом узком месте своих "диссертаций" делают невынужденные ошибки (а ниже еще будет видно, что это не опечатка), мне становится весьма досадно. Так и под раздачу попасть можно сразу на несколько лет, если время будет военное.

Кстати, у них, весьма вероятно, это некая врожденная особенность:


Реально ору - в 2016 году(!) писать талмуды про противозадирки на "доктора"?! Да это примерно как в 2020 году, в Калифорнии, втирать про будущее двигателей внутреннего сгорания и защитить хотя бы Ph.D... Георгий Феофилович (да продлятся его дни в полном здравии) кандидатскую защищал ажно в 1968 году - вот тогда бы его кто за рукав запыленного меловой пылью шевиотового двубортника бы дернул по этой теме, может быть еще и были бы шансы вскочить на уходящий поезд. Но сегодня?!

Але, блин, противозадиркам уже под 100 лет скоро как, так вы РЕАЛЬНО решили, что настал-таки час изучить их "химичекские механизмы"?! Л-а-а-а-а-адно...

Ладно.

Ну так вот, нет, ну ты посмотри: там же в комментах давным-давно дана правильная ссылочка (она вообще легко гуглится) и... вот хоть бы хны (хоть бы кто-то ее открыл вообще!).
Ссылаются (в качестве доказательства) ровно на то, чего там нет - часто случается с дорогими нашими форумчанами.

И вот же она, та самая заветная табличка:

Я не считаю читателей за слабоумных, поэтому прошу очень простые вещи: догадайтесь с одного раза, какую именно цифру неправильно и неоднократно впечатал поршневой профессионал и еще раз прочтите эту строчку:

А именно: В UL (25d — 6 цилиндров), 18d, и т.д.) – поршни Mahle Серии 124, с содержанием меди в сплаве 0.6%, электромагнитные форсунки. В OL (20d, 30d) — поршни Mahle Серии 148 с содержанием меди в сплаве 1.2%

Ровно на этом месте, мне просто необходимо будет включить в статью курс очень-очень краткого блогоугодного металловедения: тот самый минимум, который вам остро необходим для понимания дальнейшего повествования. Буквально несколько шагов. Брутально, грубо, но без воды - сублиматом из Блога прямо в мозг.

1."Обычные" поршни чаще всего делаются из алюминиевого сплава: алюминия с кремнием (aka силумин). Грубо говоря - до четырех частей на одну - "80 на 20" Ниже еще станет ясно, в чем же тут грубость.

2.Настоящие "спортивные" поршни, обладающие лучшими (правильнее сказать - другими) характеристиками, более подходящими для форсировки (по ним можно буквально стучать молотком), почти сплошь состоят из алюминия и т.н. легирующих сплавов и содержат крайне мало кремния (но на то у них есть свои проблемы, типа бОльшей удельной расширяемости - как вариант, та самая, стучащая "на холодную" кованая поршневая - но это сейчас вообще не важно). Хочешь РЕАЛЬНО "спортивный" поршневой сплав - бери ДЮРАЛЬ. В этом году ей исполняется 100+ лет активной фазы промышленного применения и она всю войну на танках типа Т-34 отъездила. Да на чем только не отъездила и не отлетала, на самом деле. К этому еще вернемся позже...

3.Чтобы улучшить характеристики, в сплавы обычно добавляют "легирующие" присадки - "улучшайзеры". Простите, что повторяюсь, но это прямая аналогия с присадками в масло - главные принципы вообще едины почти для всех природных процессов.

4.В рассматриваемом нами случае, это всего ТРИ основных металла - Cu, Mg, Ni. Прошу запомнить это. Нормировано их довольно мало - совокупно всего около 3% (1+1+1) от состава для нормально легированных сплавов. Их легко вычислить в табличке по форме их представления - содержание полезных элементов сплава задается диапазоном.

5.Остальное в составе сплава - т.н. "примеси", почти мусор. Они в общем-то чаще всего нежелательны/не важны и их реально немного - обратите внимание, у них нормируется не диапазон, а верхний предел, на уровне десятых и даже сотых долей.

6.Весь остаток после КРЕМНИЯ (до 20%), ПРИСАДОК (нормально около 3%) и условного МУСОРА (до 1-2%) достается алюминию - это основопологающий металл сплава, его база.

Теперь снова посмотрите на табличку, она очень наглядна: все классические легированные сплавы от MAHLE отличаются ТОЛЬКО (подчеркиваю - ТОЛЬКО) фазовым составом - содержанием основого "армирующего" элемента - кремния. С ним поршень более "жесткий", "стабильный", "жаропрочный", но и более... хрупкий.

Общность подобного подхода для индустрии в целом (в виде "качелей" кремния-алюминия) хорошо прослеживается, например, вот тут.

ЕСЛИ ВЫ ЧТО-ТО КАРДИНАЛЬНЫМ ОБРАЗОМ ХОТИТЕ ИЗМЕНИТЬ В ПОРШНЕВОМ СПЛАВЕ, ТО МЕНЯЕТСЯ КОЛИЧЕСТВО ЕДИНСТВЕННОГО КОМПОНЕНТА - КРЕМНИЯ.

Теперь вынужденные пара слов о т.н. "фазовом составе", которые, возможно, в рамках этой статьи будут даже излишни, но без них не будут ясны некоторые тонкости. Мне так кажется, по крайней мере. Я вот еще подумаю, с какой стороны тут подать тематику точки эвтектики сплава алюминий-кремний (силумин) - в нашем случае - "технологически оптимальной растворимости кремния в алюминии", но просто поверьте, что она составляет ровно и точно 12,5%.

Сейчас же просто прошу принять за аксиому - самые распространенные и технологичные для производства - эвтектические сплавы. Это все, что содержит около 12,5% кремния. Более сложные сплавы, где кремния напихано заметно больше (до 20%), скорее всего потребуют более сложной лигатуры ("присадок при варке" типа фосфора, серы) и, возможно, даже иной технологии получения, но вот честное слово - мне это пофиг, так как моя статья не об этом.

А вот о чем: посмотрите-ка на табличку еще раз - среди классических (классический - наболее распространенный) сплавов от MAHLE всего ОДИН эвтектический, и аж ТРИ - более сложных (читай - менее распространенных) за(и даже гипер)эвтектических, при практически полной общности базовой лигатуры (читай - минорного состава - с малым количественным содержанием элемента).

Этот сплав у MAHLE называется "M124" и он известен уже многие-многие десятилетия.

Пишу "у MAHLE" просто потому, что этих сплавов (полных аналогов) РАЗУМЕЕТСЯ ПОЛНО у любых других производителей и ему вообще сто лет в обед:

Мы только начали, но уже пришло время изучить сказанное "инженером" чуть пристальнее:

"А именно: В UL (25d — 6 цилиндров), 18d, и т.д.) – поршни Mahle Серии 124, с содержанием меди в сплаве 0.6%, электромагнитные форсунки.
В OL (20d, 30d) — поршни Mahle Серии 148 с содержанием меди в сплаве 1.2%"


1.Найдите мне "148-й" сплав MAHLE.

2.Найдите мне "0,6%" меди в лигатуре сплава "MAHLE М124". Очень прошу. Даже если мы сейчас подскажем инженеру, что сплав "М148" на самом деле называется "М138" и вы победоносно скажете, что с "1,2%" меди он все же худо-бедно угадал, то во второй части я докажу, что нет. Заранее хвалю тех, кто смекнул, о чем я сейчас...

3.А пока найдите мне отличия по меди ВООБЩЕ В ЛЮБОМ, <Роскомнадзор>, сплаве классической линейки алюминиевых сплавов от MAHLE!

ЧООООООРТ: да как это вообще все у них работает!?

В одной только фразе (одной из ключевых в повестовании "инженера") содержится АБСОЛЮТНЫЙ фактологический МУСОР.

Три совершенно бредовых утверждения, от которых любой (да лишь бы умел читать и гуглить) незамедлительно наморщит лоб кожей от затылка. Гарантирую вам, что дальше вы вообще хрюкать будете... Мы ведь только 10% статьи разменяли и одну законченную фразу пока разобрали...

Итак, берем едва лишь вторую часть первой культовой фразы "инженера BMW":

У Top (23d, 35d, 50d) – поршни Mahle 174, и другие различия.

Ок, о чем это он нам здесь втирает...

В общем, как это в индустрии заведено: "возрастающие потребности рынка и повышающиеся ля-ля-ля заставили нас"...


ну канешно же! ..."выпустить новую линейку сплавов". Высоколегированных. Это я сейчас суть перевожу. Выше, быстрее, сильнее. Все как с маслами, просто чуть реже. Понимаете, надеюсь, почему каждые пять лет не получится полностью новую линейку сплавов выпускать, в отличие от масла...

Ну да вот же они:

Я абсолютно уверен, что вы уже прекрасно разбираетесь в сплавах, поэтому:

1.Уверенно отбросили заэвтектический и доэвтектический, оставив в пристальном рассмотрении только M142 и M174+. И вы не ошиблись.

2.Заметили, что медь в сплавах немного повысили вместе с никелем (скорее всего, чтобы эту медь и растворить-кристаллизовать, но это не точно и вообще сейчас НЕ важно).

Теперь проверим справедливость ваших догадок:

"Эвтектический сплав M124 является «классическим» поршневым сплавом и послужил основой для обширного количества поршней за последние десятилетия. Даже сегодня это все еще очень важный, универсально применимый сплав. Поршни из гиперэвтектических сплавов обладают еще большей износостойкостью. В этой группе сплавы М138 и М244 предпочтительны для поршней двухтактных двигателей, в то время как сплав М126 используется в США для легковых автомобилей с бензиновыми двигателями.

Сплавы М142, М145 и М174+ были разработаны сравнительно недавно. Их общей характерной особенностью является относительно высокая доля элементов меди и никеля. Такие сплавы отличаются особенно высокой прочностью при повышенных температурах и термостабильностью. Несмотря на возросшие требования с точки зрения технологии литья и небольшие недостатки в виду несколько большей плотности и более низкой теплопроводности, их высокая прочность при повышенных температурах и общая термическая стабильность, привели к большому их распространению среди высокоэффективных двигателей для легковых и грузовых автомобилей.

Эвтектический сплав М142 в основном используется в бензиновых двигателях, а сплав М174+, который также является эвтектическим, все чаще используется в дизельных двигателях. Гиперэвтектический сплав М145 ограниченно используется для некоторых бензиновых двигателей.

Алюминиево-кремниевые поршневые сплавы используются в основном для литых поршней. Они также могут быть использованы для специальных целей, что приводит изменению их микроструктуры и свойств. Обозначение «P» добавлено к символу сплава, чтобы подчеркнуть это различие. Сплав M-SP25 представляет собой высокопрочный алюминиевый сплав без содержания кремния, используемый исключительно для изготовления кованых поршней, в основном для гоночного применения, но также и для юбок из композитных материалов для поршней в больших двигателях.


Уверяю вас, сейчас инженеру из Германии резко поплохеет и станет очень-очень грустно, потому как мы сейчас используем еще пару цитат из его буйного творчества:

Тип 124 наиболее удобен и экономичен в производстве, так как благодаря низкому содержанию меди он единственный из перечисленных трех, который можно просто отлить.

Воу-воу, смотрите-ка - "наиболее удобен и экономичен в производстве по причине низкого содержания меди". Я принимаю эту фразу как логичную, но вот про содержание меди, по данным от инженера, вы пока не торопитесь судить... Может статься, что он попал пальцем в небо. Даже не попал, как видно.

Тип 148 изготавливается методом центробежного литья. Это отнимает больше времени как при самом литье, так и при последующей обработке заготовки.

Ау, поздравляю, ты второй раз ошибся (уже не случайность), но и второй раз попал: технология изготовления заэвтектического сплава (в нем растворили - напихали - большее количество кремния) возможно действительно отличается и является более дорогой, но когда же ты <Роскомнадзор> выучишь, <Роскомнадзор>, что этот сплав называется-таки М138?!

А теперь, ну прямо-таки ХОД КОНЕМ наивным форумчанам прямиком В ГЛАЗ, да так сильно, что монокль от излишнего усердия того и гляди выпадет из ока не иначе как внучатого племянника Геббельса:

Поршень Тип 174 содержит 2% меди и 6% хрома и для получения ковкого сплава вместо простого литья тут необходимо использовать гораздо более сложный процесс наподобие лепки. Из получившейся заготовки потом выковывается уже собственно поршень. Такая многоступенчатость очень сильно удорожает конечное изделие. Цена поршней заметно отличается, поэтому использование более дешевых комплектующих конвейерной комплектации — в масштабах массового производства — позволяет выжимать заметную горку евроцентов из накладных расходов. И экономия происходит не только на поршнях, а много где еще. Благодаря унификации по размерам, на вторичку можно поставлять только один тип поршней, перекрывающий все три группы — самый дорогой кованный поршень типа ТОР. А все потому, что на рынке запчастей цена имеет лишь относительное значение, а сокращение складских расходов и упрощение номенклатуры получают более высокий приоритет.

СУКА (да простит меня Роскомнадзор!), я просто ОРУ: сколько-сколько там ХРОМА и сколько там МЕДИ?!

2% МЕДИ и 6%(!) ХРОМА?! ВЫКОВЫВАЕТСЯ?! СПЛАВ наподобие "ЛЕПКИ"?!


Сейчас проорусь, расклинит меня... и мы обязательно продолжим...

Хромо-алюминиевый гибрид с такими бешеными процентами содержания хрома так и вообще гуглится только лишь как состав лигатуры - полуфабрикат для последующего применения. В составе стандартных сплавов такое мне (по крайней мере мне - непрофессионалу) обнаружить вообще не удалось.

Но вы же еще самое главное у "инженера" не читали.

Але, мы ищем таланты: талант в едва лишь паре абзацев написать ТАКОЕ, на что я ближайшие не менее чем десять абзацев растрачу целое ведро желчи...

Я вам сейчас цитатку одну подкину инженерову: ее будет сложно понять, но еще сложнее - простить.

Среднее давление у двигателей нижней линейки UL – около 15 атмосфер, у средней OL – 18 и у верхих «топов» — все 21. Теплоперенос же отличается куда сильнее. Между ОL и UL разница около 40%, и сверх того дополнительные 57% между UL и ТОР. Иными словами, поршень М124 в 25d, чипованном до уровня 30d, должен каким-то образом скомпенсировать дополнительные 40% теплопереноса. По закону теплопроводности Фурье он сможет — при температуре, повышенной на 6%. Это приводит к понижению прочности поршня примерно на 18%. Все это усугубляется тем, что в сплаве поршня также отсутствует хром, что еще ослабляет структуру материала поршня.

И вот, в один прекрасный день после валилова по автобану владелец чипованного чуда сбарсывает газ, потому что кто-то вывалился в его ряд, но когда он пытается навалить снова – происходит «бум!». Термическая емкость поршня истощилась, он ослаб, постоянно работая с перегрузкой, и он уходит, громко хлопнув напоследок дверью – и утащив за собой весь двигатель. Не будем забывать, что температура сгорания в двигателе может достигать 2000°C, а алюминий плавится при 600°C. По идее, поршню от такого жара полагается расплавиться, но этого не происходит, так как на горение приходится лишь 45-90° вращения коленвала, а остальные 630-675° вращения коленвала он остужается. Серьезные прочностные потери у алюминиевого поршня начинаются примерно от 400°C, соответственно, ему надо оставаться ниже этой границы.

На момент начала цикла сгорания топлива температура в цилиндре доходит до 300°C. При этом нижняя часть поршня нагревается до 380°C, и за оставшиеся 630° вращения коленвала ему надо успеть остыть до 300°C. Это тепло должно быть сброшено через нижнюю часть цилиндра, на которую распыляется масло из форсунок. Степень нагрева поршня определяется интенсивностью горения – она растет с нагрузкой и крутящим моментом. В двигателях линейки OL поршень за такт горения нагревается не на 80°C, а на все 120°. Таким образом, поршень успевает разогреться до 420°C. Это приводит к 2 проблемам. Во-первых, он выходит за рамки безопасного для прочности алюминия температурного диапазона.

Во-вторых, времени оставшихся тактов (630° вращения коленвала) недостаточно для сброса этих 120°C нагрева по причине небесконечной способности алюминия к теплопередаче. Чтобы обойти эту специфичную для линейки двигателей OL проблему, в состав сплава поршня добавляется медь. Что позволяет сбивать масляным распылом не 80°С, а все 120°С.

Далее, добавление хрома в сплав поднимает температуру, при которой поршень не теряет своих прочностных свойств, до 420°С – больше чем у поршней для двигателей UL. Это необходимо и по причине более высоких нагрузок на поршень.


Вы знаете, первая робкая догадка - я вычислил-таки этого инженера!

Ах, нет, блин, ошибочка вышла: ВОТ ЖЕ ОН.

И вот если я не ошибся (бывает, но очень-очень редко), то тут мне даже не вполне ясно, а с чего начинать разбор-то?!

Вы хотите, чтобы я всерьез анализировал нагрев-остывание ПОРШНЯ за 630 градусов вращения коленвала? Обсудить, как менее чем за два такта, при, например, 4000 об/мин aka дизельное "валилово", это составит менее 0,03 с, поршневая алюминиевая болванка массой под КИЛОГРАММ НАГРЕВАЕТСЯ и ОСТЫВАЕТ на 80-120 градусов?! И так каждые 0,03 секунды туда-сюда, в течение многих часов?! Что именно он он хочет нам сказать?

А это не тем ли людям мне сейчас это приходится объяснять, которые про "нету в двигателе таких температур" мне уже лет 10 скоро втирают? Ну так ребята - а что вы там тысячами лайков только что отметили? Ну так с инженера этого и начните!

А теперь снова процитирую MAHLE: "Несмотря на возросшие требования с точки зрения технологии литья и небольшие недостатки в виду несколько большей плотности и более низкой теплопроводности...".

Погодите, вы что сейчас наделали-то?! Алё, Малё!

По мнению ИНЖЕНЕРА, МЕДЬ туда зачем добавлена была?!






А теперь, настало время поговорить и "за медь" и "хром".

Давайте уже списком:

1.Современная "высоколегированная" линейка сплавов, которая у MAHLE выпускается уже 20+лет (обратите внимание, это даже ДОЛЬШЕ, чем этот инженер копил свой "инсайд" в компании BMW - то есть, почти именно тогда, когда он туда якобы ПРИШЕЛ, эти сплавы уже ВХОДИЛИ в обращение, что не мешает ему беспрестанно путаться в трех соснах их названий и не только названий.

2.Реальное отличие "высоколегированной" линейки - увеличение содержания меди. Ее там должно быть не ОДИН процент, как, например, в базовом поршневом сплаве М124, а около ТРЕХ.

3."Дизельный" сплав М174+ украшен ПЛЮСОМ именно потому, что там среднее содержание МЕДИ еще чуть-чуть повышено - на 1 процент - ее там должно быть уже около 4%.

4.Медь введена в сплав, как это видно по таблице, для незначительного повышения ПРОЧНОСТИ (скажем так - и других "связанных" характеристик - см. таблицу), что, однако, еще и привело к некоторому СНИЖЕНИЮ теплопроводности.

5.Так как МЕДЬ в составе новых сплавов М142, М145, М174 немножко "гуляет" от сплава к сплаву, то свойства нового типа группы сплавов в колонке заданы уже незначительным диапазоном. Но даже так, все их "преимущества" без вооруженного глаза и разглядеть-то КРАЙНЕ сложно. Давайте-ка осторожно скажем, что там вроде бы получше "процентов так на десять"  получилось.

Это как в старом анекдоте, когда мама ответно напутствовала учительницу хедера: "Мойшу надо учить, Мойшу не надо нюхать!".

Ну вот и поршень - его просто не надо перегревать и не надо по нему стучать со всей дури! В исправном моторе, ему нужно лишь позволить НОРМАЛЬНО работать. А если уж вы (в маркетинговых интересах) все же повысили его прочность ажно на "10%", то вот уверяю вас - не спасет. Если хотите проверить - слейте антифриз нафиг и посмотрите, насколько дальше вы сможете уехать на "улучшенной" поршневой, по сравнению с "древними" сплавами типа М124...

Да, и откуда вообще пошла эта мода на мифические "гиперэффективные процессы"? В масле профессионалы тоже сначала сыпанут щепоть лишнего кальция - так у них поршни "LSPI-ем взрываются". Уберут жменьку - так сразу и перестают. Добавили еще щепотку - катализаторы и сажевые фильтры напрочь наглухо забиваются. Убрали - перестали - настал полный LowSAPS!

Одним взмахом смычка они творят чудеса почище детсадовского утренника, где вам бутылки с водой одним взбалтыванием во все цвета флага ЛГБТ раскрашивали!

Запомните: легирующего элемента чаще всего НЕМНОГО (и он зачастую вообще очень сильно зажат оптимумом равновесного фазового состояния), а его реальная эффективная дозировка довольно быстро входит в насыщение, да и метать ее туда-сюда иногда очень непросто, да и вообще: сами улучшаемые свойства особо не подвигаешь шире рамок простой арифметической пропорции. В 10 раз что-то улучшить крупинкой меди не получится. МАРКЕТИНГ, блин.

Но даже когда это "удается" (безмерно нахлобучить, я имею в виду), например, в линейке масел Mobil "extended life" и "peak life"), то прибавка +200% и +300% присадочного пакета соответственно, не снижает износ двигателя ВДВОЕ и ВТРОЕ, что бы вам об этом не рассказывал, например, уважаемый докторант Павелко Георгий Феофилович, да продлятся дни его творческого долголетия - шутка ли, в 80+ докторскую написать...

Для постоянных читателей Блога: аналогия.

Сплав Алюминий-Кремний (силумин) это ровно то же самое, что маслобазы минералка-"ПАО"(синтетика). А вот лигатура = присадки.

Хочешь СИЛЬНО поменять свойства (я о низкотемпературных) - меняешь баланс минералки и легкотекучих баз в составе масла. Не справилися с "масляной точкой эвтектики" - "равновесной полярности-растворимости", получите ПРОЖАРКУ во всей ее красе. А вот присадками на СУТЬ масла повлиять уже несколько сложнее и не такими конскими дозами - если Блог читаете, то уже знаете как.

Ну а теперь, простиинженер, о грустном...

САГА О Х.РОМЕ

Его литейшество, специалист-металлург из далекой германской провинции, почему-то так уверовал в чудодейственность МЕДИ, что отвел ей в составе 174-го сплава лишь утлые ДВА процента (а это немногим больше норматива для нормально-легированного сплава М124!) и даже "ПЛЮС" от MAHLE этому сплаву не помог обрести больше меди - даже Мале оказалось бессильной супротив обладателя аж ТРЕХЪ патентов на свое безвестное имя. Два%, говорит и точка!!!

А вот ХРОМА там легированным специалистом густо впечатано от щедрот разума аж в размере ШЕСТИ процентов (вот еще чуть-чуть и это стало бы неким загадочным сплавом имени Аненербе).

Ну так вот, ХРОМА он туда отрядил более чем в СТО раз больше, чем его максимально полагается в этом сплаве как... паразитной примеси.

Ну и что же сказали форумчане с DRIVE2?!

Ура!, говорят, 4332+ лойса на!



А знаете что?

Да им бы не только 6, им бы и 36,6 и 146, и даже все 256 с 666% вполне бы вкатили бы... Да им и хромовый вагон метро боком войдет - они вряд ли даже поморщатся.

А все знаете почему? Да потому как каждый из них твердо знает - ХРОМ, это то, в чем они эту статью прочитали и его МНОГО БЫТЬ НЕ МОЖЕТ. А неналайкавшие - лохи, потому как пользуются МАзилой и ОперОй...
Tags: чип
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 38 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →