Вежливо и не без выгоды эксплуатируем (bmwservice) wrote,
Вежливо и не без выгоды эксплуатируем
bmwservice

Categories:

Катализатор в цилиндрах.... beta

Тема является неожиданно актуальной у обитателей форумов. Кто бы мог подумать...

Ката(литический нейтра)лизатор современных автомобилей действительно подтянут предельно близко к выпуску. Это вынужденное конструкторское решение для соблюдения эконорм. Некоторые системы выпуска имеют еще и дополнительные "дожигатели", расположенные на отдалении, но в контексте данного разговора это не столь важно.

Интересным же является вопрос, возможно ли забрасывание частичек "разрушающегося" катализатора в цилиндр, с последующим "расцарапыванием" стенки.

Первое, о чем все как-то стесняются сказать конструкторам: чем ближе вы воткнули банку катализатора, тем большая тепловая нагрузка приходится на всю эту конструкцию. А летит туда, согласно КПД, примерно треть всей тепловой мощности - почти полный эквивалент полезной. Еще треть уходит в систему охлаждения. Так что многие десятки кВт (если мы говорим о движении) вполне успешно разогревают катализатор до критической температуры, которая зачастую не проходит для него бесследно.

Проверить это достаточно просто (уже известным способом):


Через некоторое время...


Температура пламени газовой горелки заметно превышает предел стойкости катализатора:


После остывания, расплата неизбежна (вид искуственных разрушений, разумеется, заметно страшнее, чем реальные последствия от воздействия более низких температур):


Керамическая основа ячеистой структуры затем легко крошится от руки:


В двигателе эту работу (отшелушивание отгоревших частиц) выполняет поток выхлопных газов, просто разрушение происходит заметно медленнее, хотя суть остается той же:


Итак, теперь рассмотрим базовые соображения о том, может ли это приводить к сколько-нибудь серьезным последствиям.

1.Очевидно, что непосредственно в момент выпуска, шансы посторонних предметов попасть в цилиндр чрезвычайно малы. Это примерно как пылесосить в режиме реверса (выдува) и удивляться, что мешок по-прежнему пустой.

2.Размеры и твердость по-сути "отгоревших" частиц слишком малы, чтобы попав и в без того малый зазор (зазор вообще больше размера частицы, иначе не вполне понятно, как она туда попала), привести к зацарапыванию поверхности.

3.Частотность процесса расширения-сжатия (хода поршня) в ДВС составляет десятки циклов в секунду, что оставляет совсем немного шансов для чистиц с отсутствием адгезии (сухих) удержаться в цилиндре сколько-нибудь долгое время.

4.Причины, по которым частица каким-то чудом проникшая в цилиндр через отверстие в "потолке" цилиндра, пребывающая, к тому же, в истинно "ураганных" условиях, должна оказаться именно в зазоре (менее 1% площади) не ясны. Повезло?

Процесс вообще обещает быть массовым, касаться всех присоединенных цилиндров, царапины должны быть множественными, иначе не вполне понятно, почему столь массовый процесс при разрушении катализатора, приводит лишь к "единичным" артефактам - какая-то беспрецедентная конкуренция, свойственная совершенно другим природным процессам и механизмам действия....

Не менее странно, когда это иллюстрируется подобными доказательствами:


Не вполне понятно, как "песок" просочился ниже верхнего компрессионного кольца, проскочив и все последующие кольца.

FAQ:

1.Причины разрушения катализатора?
Если рассматривать с инженерной стороны - высокие тепловые нагрузки. Непосредственная же - брак произвордства. Массовый. Как правило, новые партии все тех же ДВС проблемой уже не страдают. Свойственно, прежде всего, для двигателей массового бюджетного сектора - где все делается в режиме предельной экономии.

2.Почему у кого-то больше, у кого-то - меньше?!
Зависит, например, от условий эксплуатации, продолжительности и даже, почему бы и нет, от расхода масла - это доп. "топливо" на поверхности катализатора.

3.Почему нет?
Слишком много совпадений должно быть. Главное, с чего стоит начать - строгое соответствие геометрии движения верхнего поршневого кольца - царапина не должна быть ниже нижней точки верха уплотнительного пояса поршня. Кстати, не совсем понятно, что вообще должно удержать частицу после первого же движения поршня вниз.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 79 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →