Общество инженерно-технической трезвости (bmwservice) wrote,
Общество инженерно-технической трезвости
bmwservice

Пробег: лучше больше, да лучше?

            В объявлениях о продаже, трудно встретить пробег автомобиля больше 150.000 тысяч километров. После преодоления этого волшебного рубежа, почти любой автомобиль незамедлительно отправляется на поиски нового покупателя . Спустя 2-3 года эксплуатации, мы снова видим его в продаже... с примерно аналогичным пробегом. Круговорот пробегов в природе иногда приобретает причудливый вид - приятель как-то показал мне случайно найденную статистику - историю публикаций объявлений о продаже принадлежащего теперь ему автомобиля за несколько месяцев. Чудеса - цена постепенно росла, а заявленный пробег - снижался. Пугающих цифр заметно выше 100.000 км панически боятся все категории автовладельцев - продавцы и покупатели. Автомобиль с пробегом "250.000 км" автоматически является синонимом "вот-вот на свалку". Указанный пробег в 140.000 км, для автомобиля возрастом около 20 лет, автоматически делает его кандидатом номер один на смотрины.



Я уже несколько раз вскользь обращался к теме пробега с точки зрения ресурса ДВС в разных статьях. Многие базовые понятия связи ресурса и пробега действительно лежат на поверхности, попробуем собрать их воедино:

Базовой величиной ресурса в профессиональной сфере являются моточасы - время работы агрегата в установленном режиме - это более точная величина характеризующая ресурс. Скажем, 10.000 мотчасов дизель-генератор на постоянных оборотах благополучно отработал - все равно ремонтируем его планово, по регламенту. Режим настолько монотонен, что "ресурс", очевидно, вырабатывается почти точно согласно времени работы - неожиданностей не будет. Продолжим эксплуатировать далее - возрастает вероятность отказа. Скорее всего это определено еще на моменте разработки агрегата. Прогнозировать это легко - рабочие обороты двигателя постоянны и составляют 1500 об/мин. Ожидаемые 10.000 моточасов ресурса - что-то около 416 дней непрерывной работы. 900 миллионов циклов "на износ". Пересчитав эффективную мощность такого генератора и используемые обороты на "автомобильный" пробег, получим что-то около 1 миллиона километров. При использовании стандартных (обычных, а не лучших, в данном случае) материалов - ресурс (пробег) достаточный для всех возможных экономических потребностей. Примерно аналогичный пробег встречается у коммерческой техники - режим эксплуатации грузовиков близок к "теоретически идеальному" режиму работы двигателя, немногим отличаясь от дизель-генератора.


Для автомобиля, к сожалению, такая величина не очень удобна. Проблема в том, что "установленного режима эксплуатации" здесь нет.  Слишком много неизвестных величин для того чтобы "привязаться" к объективной характеристике ресурса, будь это километры или моточасы.

Величина X - непостоянство оборотов

Диапазон возможных оборотов современного ДВС - величина внушительная. Как правило, что-то около 600-6000 об/мин. Отличие - на порядок. Примерно 5400 возможных режимов работы двигателя внутри этого диапазона! Как минимум, три зоны эффективности - малая мощность и малый момент (малые обороты), средняя мощность и высокий момент (средние обороты), высокая мощность и малый момент (высокие обороты). Края этого диапазона, очевидно, лучше выкинуть и никогда не использовать, ограничившись диапазоном, когда сгорание предельно эффективно - что-то около 2000-4000 для современного мотора. Получается здорово: эффективное сгорание, практически постоянное высокое давление в системе смазки - ресурс будет стабильным и почти бесконечным.


Взамен, однако, получаем дикий абсолютный расход топлива, склонность к прегреву - зачем мотору обороты 2000 об/мин в момент простоя - даром выброшенное топливо? Можно заставить себя не раскручивать мотор выше 4000 оборотов, но от низких оборотов, оборотов "холостого хода" избавиться сложнее. Поэтому исключив самый вредный режим - крайне неэффективный и предельно бесполезный "холостой ход" в районе 600-650 оборотов, мы избавились от многих проблем с ресурсом, но ценой крайне неэффективного расхода получаемой энергии. Не будете тратиться на ремонт - будете тратиться на бензин и борьбу с перегревом. К сожалению, вариант с "сужением" эффективного диапазона оборотов для обеспечения стабильности оценки ресурса в моточасах работы мотора откладываем -  это экономически невыгодно. Экологи будут протестовать и заправка через каждые 100 км пути вас не устроит. Иметь постоянные, или близкие к постоянным обороты в эффективном диапазоне работы двигателя, чтобы после легко перевести это на время работы мотора у нас не получится. "Продаю BMW 520, пробег 3000 моточасов, 7000 моточасов до капремонта" - забудьте.

Величина Y - средняя скорость движения

Моточасы  при постоянных оборотах были бы идеально точны для оценки ресурса - фактически это количество совершенных оборотов с момента старта, но они не подходят - давайте считать пробег в километрах пройденного пути. Диапазон требуемых оборотов широк - и ничего не поделаешь. С пробегом будет проще? Увы, у нас есть еще и коробка передач с главной передаточной парой. Она позволяет трансформировать момент и обороты в фактическую скорость в еще более широком диапазоне. Диапазон эксплуатационных скоростей может отличаться не на порядок, а на два - теоретически от единиц км/ч, до пары сотен. Спасает только то, что с точки зрения ресурса, мы рассматриваем диапазон средних скоростей, которые, в свою очередь, ограничиваются не столько коробкой, сколько условиями эксплуатации. Конечно, с учетом реальных скоростей передвижения и постоянства используемых при этом передач, сам факт наличия коробки не столь важен - реальные скорости передвижения далеки от доступных 1-250 км/ч. Скорее всего, для условий города это диапазоны средних скоростей 20-30 км/ч, для трассы - 80-90 км/ч и выше. Разница всего-то 3-4 кратная. Это уже не так страшно. Вот тут мы снова вышли на понятие "моточасов". Типичная ситуация: двигатель работает час - проезжаем 20 км толкаясь в пробке. Двигатель работает тот же час на трассе - автомобиль проехал 90 км. За 3-4 года "горожанин" натолкается на 35-40 тысяч км. Разъездная машина в Подмосковье - все 150-200!

По моточасам это будет одно и то же. Не исключено, что каждый километр "города" по ресурсу будет равен 10 километрам "трассы"? Почему так много? Напоминаю - "городские моточасы" со всех точек зрения значительно хуже. Для многих азиатских и американских автомобилей - незначительно. Вполне даже возможно, что практически незаметно. Для немецких, с выраженно "экологическими" режимами - зависимость куда более выраженная. "Засадив" за год пробок кольца, вы запускаете механизм вызова капремонта не по износу, а, например, по расходу масла... Это не ускоренное снижение ресурса как такового, это аварийный неплановый ремонт наступивший в результате непредусмотренного изготовителем режима эксплуатации. Двигатель не столько изнашивается быстрее, сколько начинает работать во внештатном режиме. Такая эксплуатация ничем не отличается, например, от постоянных перегревов, или работы двигателя без смазки...

Величина Z - все остальное

Тут у нас и обслуживание (что льют и когда льют) и климат (в -40 каждый день машину не запускаете?) и особенности режима эксплуатации - "эксплуатируется только летом, третья машина в семье". Интересно, когда раз в год на дачу приезжаете, не удивляет, например, что калитка скрипит? А что машина по 8 месяцев без движения стоит - наверное только на пользу идет - километры на одометре не растут - "пробег оригинальный".

Что имеем на практике, реально встречаемые варианты предпродажных осмотров (на примере моторов BMW):

1.Относительно большой российский пробег для своего года - условно выше 30 ткм в год. Как правило, автомобили в близком к идеальному техническом состоянии по мотору и АКПП, в полном соответсвии с заложенным ресурсом. Даже совсем проблемные моторы N46 и N52 в возрасте 4-5 лет и с шокирующими российского обывателя пробегами в 150+ ткм, могут быть в удовлетворительном, хорошем или даже практически идеальном состоянии. Критерий грубой оценки для читателя могу предложить такой - 2,1 и 0 л расхода масла на 10000 км пробега соответственно. "10000 км", в данном случае, подразумеваются городские. Тут "пробег" работает честно - "на износ". Эти 150 тысяч пробега без постоянных пробок (а как вы еще наездить их успеете?!) примерно равны 20-30% от совокупного ресурса до планового капремонта - упоминания о "разъездных" N46 и N52 с пробегами 400-500 тысяч я встречал. Не удивлюсь, если и больще существуют. Если хозяин по какой-то причине (бывает и такое) еще и с маслом угадал - автомобиль вообще мало отличается от чисто "европейского". Как-то ко мне прицепился владелец "российского" N46 мотора с пробегом "без проблем" выше 300+ км или даже больше. Типа "глупости пишете про ресурс N46". Как всегда, человек на базе собственного примера вывел для себя картину мира. На пятом витке общения, выяснилось интересные подробности, тут уж я лучше цитаты дам, с сохранением авторской стилистики:

"даже если верить бот компу то средняя у меня 43, работа в основном вечер-ночь, обычно я выхожу не боле чем на 10 часов почти не стою на месте. Жизнь днем, Машину обслуживаю сам. За смену у меня набегает в районе 350 км. Ваши расчеты не верны!!!

И вот еще, не могу удержаться, я же всегда пишу про "московские пробеги"... То есть, ошибаюсь в двойне, вот и доказательство:


"В Москве. В среднем в год у меня выходило от 90 000 до 110 000. Трассы мало было летом только на дачу и то полпути это Москва и пробки с дергатней... "
 
В среднем, в год(!) выходило 90-110 тысяч км(!). Ключевое слово - в Москве. Наверное, подразумевалось, что в понятие "в Москве" я включаю влияние географического местоположения на структурный состав металлов двигателя. Но это не все: 90-110 ткм и... "трассы мало". То есть, рассматривается, очевидно, еще какой-то более сложный для понимания механизм георгафической связи места ("трассы") и состояния мотора. Хорошо, что такое 90-110 ткм (возьмем среднее - 100.000 км) в цифрах часов движения?

Хорошая средняя скорость реального передвижения "по Москве" в будни - что-то около 20-25 км/ч. 100.000 км на 25 - 4000 часов за рулем. 4000 моточасов двигателя. Кстати, между прочим, это около 10 замен масла в год(!) и... 11 часов в день за рулем.

Тут уж либо "В Москве", либо "средняя у меня 43 км/ч", "трасса" и "90 000 до 110 000" в год. Охотно поверю, что и при реальном толкании в пробках по утрам и вечерам и относительно свободном передвижении только по городу в дневное и вечернее время со средней скоростью 40-45 км/ч, ДВС будет в отличном состоянии. Но и механизмы достажения этой цели тут будут несколько другие: практически постоянная работа мотора, частые плановые замены масла - даже если делать это раз в 25 ткм - это 4-х кратное обновление самой важной жидкости для здоровья ДВС!

2.Пример второй: пробеги ниже среднестатистических - 15 ткм в год и меньше. Да еще и "ездила девушка". Когда говорят так, подразумевают, очевидно, что ездил не юноша - на газ не нажимал, но и бампера о бордюры не плющил, парковочные столбики не сшибал. Говоря по-другому: прицельно засаживались кольца - сниженной интенсивностью эксплуатации. Результат - залитые маслом цилиндры у автомобилей с ДВС из категории проблемных (например, все те же N52 и N46) на пробегах уже 30-40 тысяч км и около. Расход 1 л на 1500-2000 км побега - состояние аккурат "предкапитальное". Еще 1,5-2 года и будет "полная программа" ремонта: себестоимость машины неожиданно возрастет на 180-200 тысяч рублей и даже более. Для 3-4 летнего "свежака" это 20-25% стоимости автомобиля при покупке.

3.Примеры "среднестатистические" и исключения не рассматриваю - про первые, уже есть публикации в первом сообщении блога. Про вторые, стоит говорить рассматривая каждый конкретный случай - объяснение всегда есть.

Выводы?

Они просты: пробег может быть крайне мало связан с реальным состоянием мотора и автомобиля вообще. Более того, меньший пробег, при прочих равных условиях может являться усугубляющим фактором для фактического состояния мотора. Пробег 30-40 тысяч километров, скорее всего, оптимален для двигателя возрастом 1-2 года. А для 5-6 летнего автомобиля может являть собой не повод для радости, а большую проблему. Переплатив 10-15% стоимости за автомобиль с небольшим для своего возраста пробегом, приготовьте еще столько же на устранение последствий этого малого пробега. Странно читать, например, сообщения типа "машина в отличном состоянии, пробег совсем маленький, правда вот что-то литр на 2-3 тысячи подливаю..." - что утешением-то является в этом случае? Циферки на приборке? Мотор кровью кашляет, зато анализ крови в полном порядке? Простой автомобиля в течение 1-2 лет даже с периодическими запусками мотора, может привести к полному блокированию колец - падению компрессии до нуля во всех цилиндрах. Несколько таких случаев рассматривал лично. "Автомобиль должен ездить". Это необходимое условие поддержания его номинальной работоспособности.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 118 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →