Общество инженерно-технической трезвости (bmwservice) wrote,
Общество инженерно-технической трезвости
bmwservice

Термостат: зачем?!


              Внимательные читатели блога помнят (любознательные - сейчас в нем найдут), что абсолютное большинство базовых (элементарных, примитивных) понятий культуры автомобиля от обывателя скрыто (закопано, зашифровано маркетинговыми формулировками). Поэтому 99% опрошенных затрудняются дать точный (да хотя бы просто уверенный) ответ на столь простые вопросы как "Что такое октановое число бензина", "В чем причина экономичности дизеля и больше ли у него момент/КПД и почему", "почему автомобиль с турбиной экономичнее/экологичнее", что такое "компрессия" и о чем именно она говорит, почему W123-й Мерседес, родом из 70-х, мог пахнуть фиалками без катализатора, а современные автомобили - не могут... и многое-многое другое.

С одной стороны, может показаться, что в мире машины и без такого знания ездят и такое знание вроде бы погоду не делает, к глобальному потеплению не ведет. С другой стороны, массовое заблуждение по поводу любого из этих понятий в частных случаях ведет к крупным потерям личных денежных средств, времени, личных же нервов, а кто-то, например, начинает строить бензиново-дизельные двигатели на последние же средства - тут ущерб (личный/обществу), ну или же напротив - радость творческих открытий - не представляется возможным оценить. Как посмотреть, в общем.

Выбор простой - считаете, что это не важно - отлично. Понимаете, что важно - вам очередной вопрос. Читающим, понимающим и знающим -  предоставляется реальный шанс не ездить на современных моторах на "чистом 92-м, без присадок", жалобно звеня двигателем; не кипятить мотор и масло в пробках бестолку; не допускать вашим поршням "вытекать от детонации", а также множество других приятных и полезных  вещей.

Так вот, с удивлением сейчас выяснил (спросил, погуглил, проверил), что не могу найти ни одного внятного ответа о смысле появления в автомобиле такой штуки как термостат обыкновенный. Ему уж лет 100 скоро, а вот чтобы рядовой автомобилист что-то связное ответил...

Вопрос: зачем двигателю нужен термостат. Нужен такой ответ, чтобы причино-следственная связь была верной, внятной, предельно короткой и точной.
Подсказка: не стоит искать ответ в гугле, уже проверено.


Правильный ответ: единственная причина, зачем нужно побыстрее прогреть блок цилиндров двигателя - нормальное формирование горючей смеси. Бензин (ну или, точнее, формируемый с его помощью бензо-воздушный аэрозоль) - весьма капризная, нестабильная субстанция. Со всех сторон требовательная, в том числе - к температуре. Требования оптимального и "холодного" горения - противоречивы. У холодного бензина очень плохая испаряемость. Поэтому прогревочные смеси современных автомобилей вынуждены двигать стехиометрию от нормы в 3-4 раза  - это смеси вида 6:1 и 4:1 и, возможно, даже более богатые. Несгоревший бензин рекой течет на улицу... Но и на таких смесях двигателю (в особенности - под нагрузкой) будет трудно избежать срыва горения - нормально ехать, "не захлебываться", держать номинальные (минимально возможные) обороты холостого хода. Сегодня все это еще и немало усугублено перерасходом топлива (а оно еще и стало довольно дорогим) и экологией (как количественый перерасход топлива в мировом масштабе, так и в смысле эффективного прогрева и работы катализатора).

Чтобы ощутить на конкретных цифрах: хороший V8 будет прогреваться на холостых до оптимального состава смеси не менее минут 30, при стартовой температуре -30 С. А именно: нормальная смесь около 1,5 л/ч, прогревочная - более 6 л/ч. Первые 10 минут - 4,5 литра - в трубу. Вторые - около 3. Финальная десятиминутка - 1,5 избытка. В среднем - 3/2 литра в час. Два раза в сутки (утро/вечер) - 3 литра бензина вникуда за сутки и это с термостатом! Без него, предположим, скорость прогрева хотя бы в два раза хуже - попробуйте прогреть автомобиль хотя бы с печкой "на максимум". Итого, 3 литра (120 рублей) только на один автомобиль в сутки. Умножте на количество автомобилей в мире, в особенности - находящихся в холодной климатической зоне.

С моторами малых объемов абсолютные цифры будут поменьше, но и время их прогрева - пропорционально больше (дольше). Специфика дизельных двигателей имеет определенные отличия в аргументации, но этот блог преимущественно не о них, да и понятия "массового дизельного ДВС" в мире не существовало годов так до 70-80-х, когда автомобильному термостату было уже лет так 50...

Показательно, что прогрессивное решение последних лет, под названием "управляемый термостат", всеми заинтересованными инстанциями совершенно верно описывалось именно как смесеобразовательная, эколого-ориентированная новинка, но в виду категорического непонимания 99% пользователей смысла работы термостата, мне даже пришлось давать соответствующее объяснение, используя совершенно посторонние по отношению к термостату категории, такие как "зазоры", "износ" и прочее. Тепловые зазоры будут в расширяющемся механизме всегда, их единственный смысл - не заклинить там, где не нужно, когда механизм нагреется до рабочей температуры. Как можно пришить зазор в замке кольца, например, к износу(!) двигателя в момент прогрева - не могу себе даже представить. Не говоря уже о полном отсутствии каких-либо убедительных исследований в этой области. Говоря о проблемах холодного запуска, например, меня заставляют думать, что густое масло смазывает... хуже. Ну и так далее. Все "побочные" преимущества от прогретого двигателя - от корректных клапанных зазоров, до теплого воздуха из печки - благоприятное следствие, а не первопричина. Даже такая версия как архаичные клапанные зазоры, например, несмотря на полное отсутствие актуальности в наше время, далека от реальности - ГБЦ прогревается (расширяется) локально, преимущественно самим процессом сгорания в цилиндрах - клапана - это люстра на потолке камеры сгорания. Это вообще первое, что непосредственно прогревает выхлоп.

P.S.Можно не волноваться: этот блог малоизвестен, баланс сил не изменим, гармония знания/незнания в мире сохранится, без работы не останемся.
Tags: термостат
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 153 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →