Общество инженерно-технической трезвости (bmwservice) wrote,
Общество инженерно-технической трезвости
bmwservice

Чем плоха трасса


                Трассовый режим (и мы снова про современные бензиновые моторы) максимально близок к идеальному циклу эксплуатации - циркуляция жидкостей номинальная, фронтальный обдув радиаторов - эффективен, топливная смесь - близка к стехиометрии (условиям полного сгорания), программируемый термостат (если заводской) сбрасывает температуру до оптимального значения, расход топлива и эффективность его использования заметно лучше городского режима - легко доказать, что "по кольцу" автомобиль легко пройдет свой миллион без поломок. В блоге многократно и подробно рассматривались все эти моменты, но есть и еще один нюанс, наличие которого перечеркивает трассовую идиллию и оборачивается серьезными проблемами для многих двигателей.

Особенность трассовой эксплуатации современных компактных двигателей заключается в том, что трассовый режим, характеризующийся длительной стабильной, исключительно равномерной нагрузкой, в течение долгой поездки чрезвычайно разогревает активные, непрерывно контактирующие с горячими выхлопными газами части двигателя. И если, например, свечи зажигания это всячески приветствуют и отлично от температуры очищаются, то контактирующее с некоторыми проблемными участками моторное масло почти мгновенно разлагается. Безусловно, все это так или иначе вытекает из основных статей цикла "про масло", но именно этот очевидный пример еще ни разу здесь не конкретизировался столь явно.

Турбина - неотъемлемый атрибут современного "евро" двигателя. Без нее новые моторы уже не уложить в новые же требования по токсичности. Турбина смазывается по очень узким каналам, пролегающим в непосредственной близости от источника тепла, при максимальной нагрузке достигающего 900 градусов по Цельсию. Это не единственная, разумеется, но совершенно точно крайне опасная сковородка в двигателе, выжигающая все на своем пути. Даже маслопрофессионалы, только что потешавшиеся над "прожаркой", поджимают хвост при виде фотографий современных турбированных компактов после продолжительной поездки - на фото BMW N13:


Это компактная и миниатюрная современная малоинерционная турбина, длительно воспринимающая всю полноту термической нагрузки от выхлопных газов двигателя - десятки кВт энергии.



Даже при короткой поездке, на корпусе турбины уже вот так:


Но короткие городские поездки, при всей их опасности и неэффективности, дают двигателю отдыхать - "пробочное" разрушение двигателя долговременно и по совокупноcти влияния напоминает коррозионный процесс - медленно, но верно. Совершенно иное - длинная поездка по трассе, закончившаяся резкой остановкой двигателя.



Ядро конструкции турбины - маслоканалы и подшипники с отверстиями для смазки. Я умышленно подобрал для иллюстрации турбину величиной с кастрюлю, в то время, как у современных бензиновых зажигалок металлоемкость этого узла едва превышает голубиное яйцо:


Ничего удивительного нет и в том, что неисправная турбина плюется уже хорошо прожаренными сгустками масла - золой - вы же любите прожарку в "естественных условиях", верно?


Ожидаемо страдает и арматура турбины - маслоподводящие магистрали:


Итак, фатальная ошибка владельцев современных высокофорсированных двигателей - глушить мотор после длительной поездки по трассе. Пара таких случаев и турбина попросится в ремонт.

Что делать?
1.Ничего нового: не использовать нестабильные к температуре, низкополярные современные масла "со всеми допусками".
2.Менять масло вовремя - согласно исследованиям, опубликованным вверху блога.
3.Менять масло непосредственно перед длинными поездками.
4.Останавливая автомобиль перед кафе, после 4-5 часов движения, закрывать авто и не глушить мотор (в современных BMW уже около десяти лет есть сервисный режим, который это позволяет). А в группе риска именно современные (турбированные) BMW и прежде всего - с компактными моторами.
5.Доехав до точки назначения, поездить по городу в течение 10-20 минут - кстати, многих спасает именно это.

Все современные автомобили имеют электрически активируемый контур водяного охлаждения турбины!
Да, проведя в извергающийся вулкан дачный водопровод сечением в соломинку, масляный профессионал уповает, что производитель все "просчитал до чердака" и заговорил его турбину от прожарки. Увы. С подшипником контактирует именно прекратившее циркулировать моторное масло, а не водяные каналы корпуса турбины, по которым нужно еще охладить всю конструкцию целиком. Чтобы оценить инерцию процессов, капните моторным маслом на разогретую кухонную конфорку.

В заключение напомню, что высокая температура - единственный фактор, который влияет на стабильность моторного масла, которое, в свою очередь, является единственной жидкостью (первой на очереди, после бензина), без которой двигатель далеко не уедет и вообще нормально работать не будет (взять хотя бы управляемые маслом системы ГРМ).
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 76 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →