Общество инженерно-технической трезвости (bmwservice) wrote,
Общество инженерно-технической трезвости
bmwservice

МаслоFAQ: когда менять моторное масло?!

Основано на реальных событиях:

http://bmwservice.livejournal.com/155783.html
http://bmwservice.livejournal.com/156028.html
http://bmwservice.livejournal.com/156346.html

1.Когда нужно менять моторное масло?
Это зависит от многих факторов, включая определение самого понятия "надо": смотря что надо. По итогам исследования, удалось выявить и установить два важных критерия - драматическое подение и фактическая утрата смазывающих свойств и видимый рост загрязненности продуктами горения (оксиления, нитрования) - копоти от сгорания бензина. В результате, у нас три главных фазы состояния масла в моторе - чистое/рабочее, сильно загрязненное сгоранием/рабочее и аварийное/нерабочее. Чистое - идеал для отличного состояния двигателя, загрязненное - рабочая норма, аварийное - гарантированная грязь в двигателе и неоптимальные режимы трения и износа. Вот до этого точно не стоит доводить свой мотор. Не сколько по износу (вам хватит), столько по грязи - вот тут уже точно будет скорый ремонт.

2.Как же определить оптимальный момент замены масла?
Этот момент стоит выявлять для конкретного мотора и условий эксплуатации. Все зависит от качества сгорания, состояния поршневых колец, расхода топлива, "доливов масла" и даже климата. Я усреднил максимум того, что мог усреднить в подобном испытании. Усреднение усредненного дало относительную привязку к пробегу-моточасам-объему сожженного топлива. Итоговый график есть в выводах статьи. У каждого из этих расчетов есть свои ограничения и поправки. Чем свободнее режим эксплуатации, тем лучше и дольше не будет последствий. Для городских условий (средняя скорость около 30 км/ч) я бы рекомендовал такие диапазоны:

Для средних скоростей 25-30 км/ч:
а)идеал - все в двигателе идеально чисто и практически нет износа - 5-7 тысяч километров пробега.
б)рабочий режим, с контролируемым старением масла и закономерной потерей рабочих свойств -  8-15 тысяч км.
в)аварийное старение, угроза выпадения осадка, повышенные режимы трения - свыше 15 тысяч км...

все это можно (при желании) перевести на моточасы и расход топлива, только это уже не столь принципиально.

3.У меня другой мотор, мало похожий на ваши, которые использовались в тестировании, мне подходят эти рекомендации?
У подавляющего количества автомобилей сохраняется пропорция 1 цилиндр=1 литр масла в картере, тоже самое и с расходом топлива - V8 будет есть раза в два больше, чем рядная четверка. Так что рекомендации довольно универсальны, тем более, я даю диапазон. Если у вас объем масла меньше нормы, или расход топлива неоптимальный (гонки, прогревы, стоянки по 10 часов с просмотром телевизора)  - берите нижний предел, если наоборот - трасса и экономичный режим вождения - берите верхний.

4.Может лучше сразу перевести рекомендации в моточасы, объем сожженного топлива и прочие "правильные" и более точные режимы подсчета?
Моточасы неудобно считать, они более подходят для работы генераторов с постоянным узким диапазоном оборотов. Сожженое топливо так или иначе привязано к пробегу (немаловажна и полнота его сгорания). У всех способов есть свои поправки на точность. В случае реально прогнозируемой средней скорости (город) в 25/30 км/ч, проще ориентироваться на километры, они указаны выше.

5.Какой смысл покупать "чистое" масло, когда даже самые лучшие масла из теста все равно после пробега выглядят так ужасно?!
Покупая "проблемные" масла, вы вообще лишены "идеального" режима эксплуатации, он сразу же становится "рабочим". В каждом литре масла содержится 4-6 г сухой массы присадок - этого вполне достаточно, чтобы запачкать важные места в ЦПГ. Например, поршневые канавки и маслодренаж. Там и пары грамм достаточно было бы... Степень удержания присадок у таких масел тоже разная. Меняя самые "грязные" из них с самыми малыми интервалами, двигатель все равно можно испачкать. Самые чистые из грязных, на малых интервалах замены могут быть относительно безвредны. Ну и так далее по этой логике: чем чище старт, тем лучше финиш. Бобслей.

6.А есть какие-то иные средства контроля правильности выбора - вы же не предлагаете мне брать и делать все тоже самое, что в статье.
Есть какие-то сомнения - просто снижаете интервал первой замены на 20% меньше планируемого. При замене масла, внимательно изучаете фильтр - он должен быть просто идеально чистым, просто "мокрым". Если он "лаковый", забитый, с нефтяными сгустками, мятыми гофрами и так далее - что-то идет (или уже до вас было) не так. Если фильтр в жестяном корпусе - режем и все равно на него смотрим.

7.Ну а капельная проба - вот же способ простого контроля!
Безусловно. Постарался подробно разобрать этот вопрос. Предлагаемая мной шкала работает по принципу "два и умножить на два" - вам нужно не более, чем первые два состояния. Даже третьего уже не стоит достигать, не говоря уже о четвертом и пятом. Поэтому, определите для себя зону перехода масла из "рабочего" в состояние "замена", делая пробу каждые 500 км. Умножьте это значение на два. Вот он ваш оптимальный интервал, с достаточной точностью. Если вы хотите идеальный мотор - меняйте сразу же и на этой границе. Я использовал простую офисную бумагу, для других типов (фильтровальная, термо-, для фотопринтера и так далее - будут свои критерии, но суть та же самая - в масле больше гари, масло темнее).

8.Зачем же вы рекомендуете лабораторные испытания и прочее, они же ничего не показывают.
Всегда лучше располагать максимальными возможностями, а использовать (и искать) самые выгодные, чем усиленно занимаюсь. Лаборатория показывает нагрузку на масло по динамике снижения ключевых величин, кроме того, она показывает реальные и абсолютные цифры браковочных значений. Большинству же любителей достаточно просто определить тенденцию, если не преследуются исследовательские цели. У меня - преследуются. Дальнешнее изучение таких критериев как pH, TAN, окисление и нитрование, как следствие насыщения продуктами горения, мной тоже запланировано. И это как раз-таки, может быть любопытной альтернативной методикой. Только я еще разок напомню - сейчас таких критериев или вообще нет, или они абсурдны и ничего не объясняют, а уж для бензиновых моторов их нету даже в проекте. Лабораторные нормы заканчиваются на TBN. Сейчас все это выглядит как измерение лазерной линейкой длины облака: очень все точно, методика современная, но не понятно, что именно и зачем. Критерии (если есть) установлены по принципу типа "в два раза больше, чем изначально" и так далее.

9.У меня дизель...
Для дизеля нужно проводить повторную работу, или же брать хотя бы часть выявленных критериев за ориентир. Это есть в планах. На данный момент, однако, можно утверждать, что при прочих равных, в пользу дизеля говорят: меньший объем сжигаемого топлива (аж на 30-40%), меньшая температура масла и мотора (температура - катализатор хим. реакций, после 70 градусов, каждые +10 - ускоряют реакции в 2 раза), больший удельный объем масла (обычно, до 30%!). Предположительно(!), учитывая ряд конструктивных выгод и целый ряд личных наблюдений, оптимальные интервалы для дизелей я бы спокойно удваивал. Сажа и цвет масла не должны пугать.

10.У меня ГБО...
ГБО обычно использует бензин только для прогрева. Сам же газ горит заметно(!) чище. В теории, идеальные условия эксплуатации делают моторное масло практически вечным.
Я получил от читателей около 100 проб с ГБО - тенденция совершенно однозначная. Все необходимые проверки можно сделать аналогично и самостоятельно. Это тоже в планах.

11.Я масло доливаю, что мне делать в таком случае?
С любыми "промежуточными" состояниями всегда сложно - смотря сколько вы доливаете. Есть те, у кого 1 л на 1000 км. И тоже вроде хотят проявлять заботу о моторе, меняя масло вовремя. Мой эксперимент не предусматривал долива (до 30000 км без долива и расхода масла), поэтому я изучаю именно то состояние двигателя и масла, которое реально существует в природе как эталон. Если же доливать масло, то можно предполагать улучшение его свойств. Теоретически, если доливать 1 литр на 1 км пробега, то масло всегда свежее и можно не менять. Но тогда теряется сама идея. Самая разумная рекомендация - если доливаете немного, то можно следовать указанным выше рекомендациям. Если много - то уже не так важно, там уже есть все проблемы, от которых вы ходите избавиться нормальной заменой масла и требуется делать ремонт. А правильная замена масла - не лекарство, это способ долго не делать ремонт.. Тоже самое адресую тем, кто имеет "встроенный" расход масла от конструкции ЦПГ, с завода. Если производитель умышленно провалил кольцо, или канавку, чтобы снизить нагрузку на алюсиловый блок - ничего не поделаешь, доливайте и меняйте, ну может быть чуть позднее, чем обычно.

12.Если пробеги очень малые, то имеет ли смысл менять масло по сезону? Раз в год.
Да, я считаю, что имеет. Масло - химия. Любая активированная (копотью и температурой) химия от застоя деградирует. На неудачных маслах, двигатели за 2-3 года простоя теряют компрессию до нуля. Это проверено лично. На удачных не проверял. Последствия таких "застоенных" проблем могут быть гораздо дороже, чем замена масла.

13.Но многие производители обещают успешную работу масла в течение 40000 км пробега или 1000 моточасов. Верить?!
Ну вот посмотрите на результаты по моему маслу - 30 тысяч и 1000 моточасов, для начала. И опять же - как считать эти пробеги и часы? Если со скоростью 150 км/ч по трассе совершить кругосветное путешествие, то это около 250 моточасов в идеальном режиме. Никаких проблем, думаю. Ну или 1000 часов в таком же режиме проехать. Или же, если масло залито в дизель грузовика и там такого масла аж 60 литров, то тоже не будет проблем. Ну и так далее - все зависит от условий. Если же речь не о рекламных формулировках и реальной эксплуатации, то пока это крайне сомнительно, так как дело, обращаю внимание, не в самом масле, а в насыщени его отходами от сгорания смеси. У нас в период с 2000-х по 2015 почти все производители машин и масел вдруг "изобрели" такие волшебные масла, с 30.000 км и уж не знаю там сколько часов, но точно немало. А сейчас выяснилось, что ничего не изобрели, а дело было только в удержании продуктов горения в объеме масла. Но вот это они как раз и сейчас не особо знают и тогда уж точно не знали - почти сотня лет истории смазочных материалов прошла бестолку. Но они точно знали, что ничего не изобретали. Судя же по полной катастрофе с состояниями всех моторов за этот период, у современных масел и баз с удержанием грязи все очень и очень плохо. С другой стороны, может быть(!), когда нибудь(!) появится реально супер-стабильная база и можно будет ее пачкать сколько угодно долго, она будет темнеть, увеличивать вязкость, но сам мотор будет оставлять чистым. Стало очень густым - пора менять. Эдакое масло-губка. А пока же масла начинают сбрасывать с себя мусор прямо в мотор. Еще раз повторю - исследование показало, что дело не в масле(!), дело в том, что за 30000 км пробега я сжег 6 тонн бензина, частью продуктов сгорания которых насыщались бедные 8 литров масла. Маслу хватило этой копоти, чтобы начать ее выплевывать из себя... Все естественно.

14.Можно просто смотреть на цвет масла и сделать выводы о состоянии? Например - масло потемнело - менять.
Очень приблизительно! И нужно накопить немалый опыт. По-моему, заметно проще делать капельную пробу. И информативнее. Почти все масла после 2-3 тысяч начинают темнеть.

15.Мне нужен реальный максимум от мотора, есть ли разница между временем замены, если масло еще все еще рабочее? Рекорды хочу ставить.
Думаю, что да. Если эксплуатация реальный экстрим, то есть смысл в замене каждые 5-7 тысяч. А все остальные гипер-экстримы и прочие гонщики, будут менять масло после окончания заезда, или когда сами захотят. Если же у вас просто стрит-рейсинг раз в сезон, то тогда не думаю, что это заметно на чем-то скажется.

16.Масло темнеет, значит моет?!
Эпический вопрос, конечно, особенно, если вы задаете его после прочтения статей выше. Давайте так: а ЧТО моет? Там было что-то грязное? Откуда?! Есть какой-то механизм формирования грязи на металле от трения? Бронзовым скульптурам постоянно трут носы, они потому и блестят вообще-то, в отличие от тех мест, где не трут. В рекламных брошюрах написано что "темнеет, значит моет", это еще одно 100% свидетельство того факта, что масляный рекламщик не понимает даже, в чем заключается механизм старения масла. Темнеет - значит насыщается продуктами горения. Именно такие специалисты и создают инновационные масла "Long-life", а через 15 лет они снова вдруг становятся "обычными маслами" с тем же названием. Масло темнеет от того, что пропиталось грязью из мотора. И тут вариантов немного. Первый вариант - она там была от старого масла. Второй вариант - масло темнеет постепенно, от насыщения продуктами горения топлива. У дизелей - сажей. У ГБО (газ горит заметно чище!) - масло темнеет заметно медленее. Это ответ.

Пока все, но напомню: каждый частный и нестандартный случай требует персонального изучения. Жигули с неотрегулированным карбюратором и 3,25 л масла в картере и V8 битурбо с 9 л - частные случаи, которые вполне могут потребовать одинаковых интервалов замены. Тут вообще большой вопрос, кто хуже. Основные направления поиска сформулированы в трех статьях цикла, включая финальную. Работа продолжается. Обновления FAQ следуют, если будут еще вопросы.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 118 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Спасибо! И с прошедшим!
VAG 2.0 TDI - 4 литра, 2.0 TSI - 4,7 литра
дизель не жрал вообще, бензинка 1.5 литра на 7500 км.

Моточасы и литры

e_alex

February 4 2015, 21:23:54 UTC 3 years ago Edited:  February 4 2015, 22:01:28 UTC

Берем любой бюджетный авто (V1,6 100 л.с., 4 литра масла в картере), расход на 100 км: пробки 12 л, трасса 6 л.

Расход в городе при средней 25-30 км/ч: 4+ литра в час, по трассе при средней результативной 66 км/ч 4+ литра в час.
Для большинства сферических авто B-C класса получаем: Сожженое топливо = моточасы * 4.

На 300 моточасов 1200+ л бензина.
Продукты горения растворены в 4 литра масла.
По городу: 7500 км или по трассе 18000 км.
Масло к замене. (Замена воздушного, топливного фильтра, свечей - тоже удобна привязка к топливу, чем к километрам).

Проще привязать к топливу. Для ЭБУ не проблема посчитать.
Но производителям авто удобны километры.

P.S. По дизелю:
Quote:Предположительно(!), учитывая ряд конструктивных выгод и целый ряд личных наблюдений, оптимальные интервалы для дизелей я бы спокойно удваивал
Если привязать объем сожженого топлива - так и получается

Re: Моточасы и литры

e_alex

February 4 2015, 22:22:45 UTC 3 years ago Edited:  February 4 2015, 22:50:14 UTC

Для грузовика: V10-12л, объем заливки масла 30 литров, пробег между заменами пусть 40 000 км при средней 40, расход 40 л/100 км. 1000 моточасов. 16 литров в час.
16 000 литров на 30 литров масла.
На литр масла приходится грязь от 500 литров топлива.

На легковых бензиновых было 400+, на легковом дизеле 300+
Грузовичкам немного труднее. Но и обороты/температура меньше.

В тесте получились показатели 1000 литров сожженого топлива на 1 литр масла?
В итоге совпадает с рекомендациями производителей сократить сервисный интервал пополам, если авто длительное время работает на ХХ (пробки). В моем случае, обычный интервал - 15к, пробочный - 7.5к. Т.е. для большинства жителей мегаполисов можно смело следовать предписанным интервалам ТО.
Да, вот только с 2000-х по 2015 у всех немцев они преимущественно были тысяч так 25, а у кого-то (группа Форда) - до сих пор 20.000. Ну и т.д.

bigj0e

3 years ago

Если считать еще и масло в экономии с гбо. Это ж вообще окупаемость!

Почем там сейчас удовольствие?
Печально смотреть на цены метанового оборудования. :(

sticky_daemon

3 years ago

winny_pr

3 years ago

Годный документ.
Респект!
Чисто на интерес - до скольки можно увеличить средний интервал смены масла на автомобиле с газом? 20 тысяч? 30?
Ну возьмите свой конкретный двигатель и мониторьте. Это же не так сложно

kostyanus

3 years ago

Чем хуже мотор, тем реже менять масло?
Не, скорее как раз так же менять масло. Хуже мотор дает больше продуктов гореня в масло, но и требует доливки постоянной, что обновляет масло несколько

zhongkui

3 years ago

а есть зависимость межсервисного интервала от того, какое масло? ну минералка, полу или синтетика? Или это неважно?
У меня есть американское хондовское масло 5вэ30, там на банке вообще не нашел, синтетика это или полу? В штатах похоже на эту тему не заморачиваются почему-то.
По температуре вспышки можно попробовать определить. Сфоткай че там вообще по этому маслу есть - попробуем выяснить

bmwservice

3 years ago

winny_pr

3 years ago

У кого непростые условия эксплуатации (и андроидофон) - просьба потестить
мой калькулятор
https://play.google.com/store/apps/details?id=peacemaker.motoroilhour
Эта программа - попытка приблизительным расчетным путем из количества
сожженного бензина оценить число часов, которые двигатель проработал, без
учета пробега в километрах. И оценить срок очередной замены масла.
Попытался с сайта 4pda.ru слить программу - выходит ошибка: запрашиваемая информация удалена.
Из Гуглоплея не получается слить - китайский телефон ибо, глючит.

victor_sa

3 years ago

ignat_i

3 years ago

agfnov

February 5 2015, 07:58:54 UTC 3 years ago Edited:  February 5 2015, 08:01:02 UTC

ix35 2.0 CRDI.
Выводы удивительные, по удвоению интервала замены на дизеле, на сервисе "утверждают" про 7.5т. км. Видимо от черноты масла отталкиваются или личных мотивов :D

Deleted comment

Deleted comment

Deleted comment

bmwservice

3 years ago

agfnov

3 years ago

Стоит ли искать фильтровальную бумагу для постановки капельных проб? В условном ашане она продается?
Если вы будете использовать вместо фильтровальной бумаги туалетную ничего принципиально не изменится. В Ашане можно купить фильтры для кофеварки.
Спасибо за ваш труд, Сергей!

А стареет ли масло со временем? К примеру, поменяли масло, проехали 3 тысячи км, а потом машина простояла год. Что дальше? Ездить еще как минимум 4000 км и не париться?
> Что дальше?
Дальше масло под замену

bmwservice

3 years ago

maxoot

3 years ago

Доброго времени суток. Спасибо за труд.
Влияет ли "богатство" пакета на старение масла. Если да, то надо имхо внести поправку. Если нет, то интересно почему.
К примеру тот же ксенум при потери пакета на 50% превратится в новое только что залитое не самое богатое по пакету маслице.
Второй вопрос, зачем наблюдения были выполнены на разных маслах судя опять таки по хим анализу
Там у ксенума по пакету только бора кучка, остальное плюс мину стандартно, ну и база эстеровая.
Понятно что оно продержится дольше шляпамасла, но не в два раза?

bmwservice

3 years ago

bmwservice

3 years ago

fight_nn

February 5 2015, 15:54:02 UTC 3 years ago Edited:  February 5 2015, 16:47:51 UTC

А какую бы вы предложили методику для пересчета приведенных сервисных пробегов в моточасы?

Если, предположим, у меня есть возможность (написав свою программу для бортового компьютера, которым мог бы снабдить и свою и еще одну машину по вашему выбору):
а) просто считать моточасы;
б) считать моточасы с повышаюшим коэффициентом (в зависимости от температуры двигателя).

То есть, скажем, процесс контроля выглядел бы так:
1) Задаём интервал замены в моточасах (200 - performance, 300 - economy для бензинового, для дизельного или LPG соответственно 400 или 600).
2) Считаем "приведённые" моточасы, в зависимости от температуры двигателя. За среднюю рабочую примем 90C, за температуру после которой двигатель считается прогретым (зазоры в ЦПГ стали расчётные а не увеличенные) - 70C.
а) При отклонении температуры в положительную сторону считаем каждую мотосекунду с повышающим коэффициентом, по формуле:
k = 0.05*(t-90) + 1;
б) При температуре в промежутке от 70 до 90 градусов:
k = 1;
в) При температуре меньше 70 градусов (холодный двигатель, больше продуктов сгорания попадает внутрь блока двигателя в масло):
k = -0.05*(t-70) + 1;

То есть, учитывалось бы ускоренное старение масла как при холодном запуске, так и при работе в "горячем двигателе".

Такой эксперимент был бы интересен с исследовательской точки зрения? Насколько правильно я, по вашему, выбрал крутизну коэффициентов?
Мне кажется, это переусложнение. Можно варить яйцо 60 секунд. А можно просчитать толщину скорлупы и эффективность теплоотвода в "Солидворксе" и делать это ровно 56,45 секунды. Оба случая уместны, каждый делает выбор исходя из собственных потребностей. Я предпочитаю простые итерационные способы. Но ничего не имею против сложной аналитики.

Интересно, кстати, если человек реально берет для простых инженерных расчетов число пи с точностью до 100 знаков после запятой, он реально поедет масло менять ровно в 8123 км 135 метра пробега?!

Я в детстве очень ругался, когда мне компьютер после суток расчетов на ночь вырубили, а там Фурье считалась с точностью страшно сказать сколько знаков, заведомо превышающей разрешение принтера для отображения этой самой функции... И чувствовал себя адски правым, при этом.

fight_nn

3 years ago

shar64

3 years ago

fight_nn

3 years ago

shar64

3 years ago

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →