Самообразовательный блог

Previous Entry Share Next Entry
Технологии, которые работают не для вас
bmwservice
           Лет пятнадцать назад, я поинтересовался у знакомого инженера-тренера Honda по поводу работы автоматической системы рециркуляции (AUC) на этой марке, на подобие аналогичной у BMW.

- Нет, не слышал, - сказал тот.
- Отсталая фирма, - подумал я.

Между тем, в начале 90-х подобную систему стала применять не только BMW. В ее основе лежит датчик, аналогичный тем, что стоят в некоторых портативных алкотестерах:

Gassensor_tgs822

Такой датчик, почуяв, например, угарный газ,даст сигнал на прикрытие заслонки вентиляции, переведя ее в режим рециркуляции воздуха.
08_bmw_auc

Вроде бы здорово, если забыть про инерцию срабатывания, избирательную чувствительность и логику работы современных систем кондиционирования, никогда не прикрывающих в автоматическом режиме заслонку полностью, чтобы избежать запотевания стекол. Полностью принудительно перекрыть вентиляцию в современном автомобиле BMW можно лишь переведя вентилятор в ручной режим.
99% владельцев не знают об этом, удивляясь, почему "камазом пахнет" не только в режиме "А", но и даже при нажатой кнопке "рециркуляции"...
06a-bmw-bordcomputer-klimadisplay-repariert
Изучить алгоритм работы (а он может и от прошивки зависеть) можно самостоятельно, сняв немного пластика и понаблюдав за поведением заслонки в различных режимах, одно останется неизменным:
пользы от этой системы нет, не было и не будет. AUC - пример горя от ума, но далеко не самый вопиющий его случай:

немногим позже, широкое распространение получил так называемый "датчик качества масла" (QLT Sensor), оценивающий диэлектрическую проницаемость среды - собственно, самого моторного масла.

Рост кислотности масляной отработки, по идее, должен влиять на рассчитываемый сервисный интервал.


Существуют лишь только слухи о том, что у кого-то, на каком-то автомобиле, когда-то, при определенных условиях, сервисный интервал, индицируемый на приборке, действительно сократился досрочно. Жаль, что лично мне никогда такие чудеса зафиксировать не удалось, несмотря на неизменно многообещающие заявления производителя про учет не только пробега, но и стиля вождения (количества потраченного топлива, средней скорости), ну и конечно же той самой кислотности среды, ради которой все и затевалось... Столь изощренный алгоритм должен заметно влиять вот на это показание:
service_interval_indicator

Но на самом деле BMW, в лице этого самого датчика (и компании-разработчика?), показывает всем нам недвусмысленный жест:


Ну так что же привнесла столь прогрессивная технология в практику сервиса и эксплуатации? Кроме, разумеется, осознания весомости того факта, что датчик уровня, качества и температуры масла теперь интегрированный, высокотехнологичный, самой-самой прогрессивной конструкции?

В руководство по эксплуатации, отныне добавилась строчка про недопустимость долива масла вплоть до того момента, пока этого не попросит сам датчик уровня. Пользовательские трактовки причин этого требования так забавны, что заслуживают отдельной публикации - фантазия "специалистов" неиссякаема.

Но на самом деле, вы же понимаете, что 1 литр свежего масла, долитый в картер, в пропорции подкорректирует показания датчика - не нужно делать это слишком часто. Страшно подумать, кстати, по какому алгоритму он работает, если учесть тот неоспоримый факт (из того же руководства по эксплуатации), что за сервисный интервал допустимо доливать до 0,7 л масла на 1000 км пробега. Умножаем 0,7 л на 25 (во многие современные BMW вшиты именно такие интервалы) и получаем 17,5 л свежего масла, влитые 25 раз примерно в течение года...

Это в три раза больше, чем "исходные свежие" 4-8 литров, кислотность которых датчик должен принимать за точку отсчета. Простой вопрос к аудитории: если бы этот датчик "работал", велика бы была бы его точность и каким бы вы выбрали оптимальный алгоритм? Очевидно, что в условии таких "допусков", он просто бесполезен - масло всегда будет неопределенно "околоновым".

Далее, вспомним про повышенную кислотность некоторых премиум-марок масел, например того же Motul 300V с содержанием эфиров/эстеров - старое поколение этого масла имело диэлектрическую проницаемость близкую к 3 единицам, чего не достигали обычные "неполярные" масла и на излете своих свойств.

Что же видели некоторые пользователи такого и подобных масел? Интегрированный датчик (включая датчик уровня) просто отказывался работать в такой кислой среде - свежее масло "на вкус" датчика зашкаливало за самый верхний интервал замены...

Кстати, пару слов о нем, о датчике уровня: не существует более недостоверного датчика, чем датчик уровня масла в такой конструкции - на двигателях BMW N46 и N52, как известно, щупа нет в принципе - только датчик уровня.


Он бывает в четыре и пять "кубиков", а также и вовсе без дискреты:


Точность всей системы, в совокупности, зависит от температуры масла (масло, кстати, еще и немало расширяется в диапазоне "минус 40" и "плюс 150" градусов), его вязкости, возможности содержания воды/гликоля/топлива в отработке, версии прошивки, конструкции самого датчика, который сделать с первого раза, как известно, не могут.  Это касается как несуществующего контроля старения, так и уровня масла, что гораздо важнее для пользователя.

Информация с этого датчика до сих пор (а системе уже исполнилось лет эдак восемь) никак не учитывается и проявляется на практике только в виде многочисленных глюков, к ее абсолютным показаниям нету ни доверия ни доступа ни в BMW, ни в VAG, ни у любого другого производителя.

Если в системе диагностики и открыт доступ к этому параметру, то там постоянно будет гореть даже не абсолютное значение, а вот это:


Постоянно висящая заглушка-флаг "poor quality", что вы туда ни залейте. Но у BMW и такого нет, что уж там жаловаться...

Это значит лишь одно: хотели, но не получилось. Совсем не получилось. Причины примерно понятны, но замалчивание этой темы продолжается уже не первый год. На миллионах выпущенных авто присутствует совершенно бесполезная, дорогая, да еще и добавляющая глюков автомобилю система и вы лично оплачиваете труд ее изобретателей. Спасает только то, что мало кто о ней знает, зато на плавающий уровень масла нареканий хватает.

Бесплатный совет: вместо неработающих космических технологий, введите счетчик моточасов, как на Acura MDX... Это не так понтово, зато надежно и уж точно полезнее заумной электронной пустышки.

  • 1
"никогда не прикрывающих в автоматическом режиме заслонку полностью, чтобы избежать запотевания стекол"

То ли у вольвы не так, то ли поломалось - запотевают.

Не знаком с VOLVO в этом контексте. ;)

а с какого года датчик качества масла ставят? на дизеля тоже?

На BMW с конца 2004, т.н. "2005 модельный год". BMW N52... Если не путаю)

e36 m52b25
Датчик качества масла работал - зеленые квадратики сокращались нелинейно, срок замены иногда быстро уходил в желтое. Замены на 8 тыс. всегда укладывались в диапазон не доходя до красных квадратов.

e90 m47
Датчик качества масла работает - интервал замены меняется нелинейно. Иногда за 500 км. теряет 2 тыс., а иногда наоборот, за тысячу не теряет ничего. На Motul 300V теряет быстро, но до нуля так и не успевает добежать.

Масло не доливал. Уровень по щупу.

1.И все потому, что датчика качества масла там НЕТ)
2.Там по-моему есть, но работает ли именно он - большой вопрос. Прошивки дизеля мне неизвестны.

Чем больше читаю этот блог, тем сильнее утверждаюсь в мысли что никогда не куплю BMW ))

Чем больше езжу, изучаю и ремонтирую BMW, тем сильнее утверждаюсь в мысли, что в своем классе аналогов по качествам "ощущения автомобиля" у нее нет и не предвидится. :)

Ну и как тогда счастливому обладателю N52 за маслом следить? А то уровень как вкопанный (поплевать что через плечо...)
Щупа нет, датчик врет... Может еще и цилиндров нам не 6, а 4 ? ))

Ну вам повезло, какие проблемы) Только радоваться)

А в таблице в графе у.е. - это относительные значения диэлектрической проницаемости, где за 100 принято значение 300V Ester-Core?

Нет, условные шаги датчика. Попугаи.

На некоторых авто датчик качества воздуха срабатывал так поздно, что потом система переходила в режим рециркуляции по салону "камазовского воздуха" и приходилось руками ставить забор воздуха из улицы.

Да не на некоторых, а на всех)

спасибо, интересно даже для не-владельцев БМВ)

Просто картинка в тему:


Вот даже вообще не знал про датчик AUC и его предназначение. Примного благодарен за инфу. Ну и за датчик масла )

Да что там бесполезные датчики..
Тот-же ВАГ свою 7 ДСГ за счет потребителя доводит до ума...
Куланц, продление гарантии... А до начала продаж устроить испытания коробке... Зачем?
Нах, нах... Новый ВАГ теперь не куплю... Нуевонафик с такой лотереей.

а что мешало с закрытием заслонки автомагически включить кондиционер для осушения воздуха?

Например, мороз 25 градусов, при котором конденсат замерзает прямо внутри трубки для его отвода.

Жалобы на датчик — это как раз про меня. Что на N52 его на морозе глюкало, что на N62 хз какой уровень вообще, то долей, то не надо ничего.

Прошивать авто свежаком и ставить датчик нового образца и МОЖЕТ помочь. :)

На Х5 у друга уже 2 раза меняли датчик этот, 2 бмв за это!

И то не помогло? ;)

У меня на моторе N20 сначала межсервисный пробег между заменами масла стоял 30т.км. на новой машине. Спустя 15 т.км - если посчитать, то получалось уже 32т.км можно было проехать на одном масле :) Доверия к подобным датчикам мало.

в авиации вполне себе используются датчики

насколько я знаю, оптический, определяет наличие и прозрачность масла и электрический - определяет частицы износа. наверное и для авто их было-бы достаточно. щупы рано или поздно уйдут окончательно. никакого долива - сработал датчик минимального уровня - слейте все что есть и залейте свежего сколько положено.

определять качество масла, затея изначально провальная. тут вон на основе лабораторного исследования не всегда ясно сколько прошло масло...

счетчик моточасов и вовсе элементарен, даже счетчик оборотов коленвала и число искр конкретной свечки можно несложно посчитать электронным блоком управления.

таки расширение масла в силу температуры в картере двигателя будет иметь сильно меньший эффект, нежели аналогичный в АКПП: в последней площадь поверхности масла на порядок меньше, масла в 2-4 раза больше, вот и прёт оно вверх на 2-3см.
в картере двигателя этот эффект засечь по щупу едва ли возможно.

Уровень 1 л по датчику в картере BMW это сантиметра так 2-3, при шаге дискреты 1 мм, если не меньше. Попробуйте масло в банке жестяной нагреть, там немало уровень вырастает... можно проверить, самому интересно стало.

bmwservice, скриншот с заставкой программы VCDS и значениями, считанными из приборной панели VAG, немного не в тему.
Дело в том, что в 55-м канале "приборки" VAG-овской возможны два запрограмированых значения: "плохое качество масла" и "хорошее качество масла".
Устанавливаются эти значения при программировании межсервисного интервала автомобиля (при помощи или того же VCDS или дилерского прибора VAS5051/5052).
Первое значение задаётся в том случае, кода панель приборов программируется на так называемый "жёсткий" интервал замены масла.Чаще всего это пробег 15 тыс. км или время эксплуатации 372 дня. В этом случае предупреждающие надписи на панели приборов появляются ближе к завершению пробега либо срока эксплуатации масла. Пробег устанавливается "жёстко" - 15 тыс.км/372 дня и всё тут.
VAG требует установки такого межсервисного интервала в автомобилях для рынков России, Беларуси (сам я из Минска).
Второе значение ("хорошее качество масла") задаётся в случае, если приборная панель программируется на так называемый "гибкий" интервал замены масла. Обычно, 30 тыс.км.-для западных рынков.
Где-то в документации VAG встречал разъяснение, что в этом случае расчёт фактического пробега/времени эксплуатации масла (до появления предупреждающих надписей на панели) производится "приборкой" с учётом:
- суммарного количества "холодных" запусков;
- времени работы ДВС в непрогретом состоянии;
- общего количества сожжённого топлива;
- температуры масла (используются данные датчика уровня/температуры масла);
- количества долитого масла (используются данные датчика уровня/температуры масла);
- нагрузочных режимов;
- и т.д. и т.п.
В результате фактический пробег масла может быть и существенно меньше максимально возможного.
Ручаться за достоверность оценки состояния масла подобным образом не могу, не проверял.
Что ни залей в ДВС - в "приборке" увидим "масло хорошее" или "масло плохое" только в зависимости от установленного межсервисного интервала..
Но, и в первом и во второи случае, эти данные из панели приборов это исходные данные для расчётов срока эксплуатации масла а не результат расчётов.
Да, ещё вот что! Нигде, ни в каком описалове не встречал информации о способности VAG-овских датчиков измерять диэлектрическую проницаемость моторного масла. Только температуру и уровень и всё.
Итого: указание в Вашем блоге информации из панели приборов VAG не совсем уместно.
А вообще, блог читаю регулярно и с большим интересом. Сам работаю диагностом на VW дилере.
С наилучшими пожеланиями.

Спасибо, полезно. Хотя скриншот был скорее по критерию "наглядности" выбран. Вечером уточню, но по-моему VAG также вляпался в эту технологию, но точно также ее "закрыл".

И все же главный вопрос: есть ли у VAG индикатор качества (состояния) масла? Вчера смотрел VCDS Audi A8 2012 года - нету в параметрах двигателя ничего подобного, кроме уровня.

"Существуют лишь только слухи о том, что у кого-то, на каком-то автомобиле, когда-то, при определенных условиях, сервисный интервал, индицируемый на приборке, действительно сократился досрочно"

Имелось в виду, что при межсервисном 20 тыщ км, после 12 тыщ по городу счетчик показывает, что осталось 3 тыщ км, а не 8 тыщ, до сервиса?

Это на самом деле очень интересная тема, особенно для перфекционистов вроде меня.
Маленькие фичи которые недороги и должны делать жизнь проще, а по факту вызывают головную боль. Сюда же можно добавить например устройство и алгоритмы работы датчиков света\дождя\климата. Практика подсказывает что на разных машинах это реализовано по разному и где то реально бесит, а где то наоборот помогает забыть о наличии рычага дворников. Так же и с климатом и прочим прочим.



Edited at 2014-05-28 12:39 pm (UTC)

Лучше бы вместо датчика сделали коррекцию показаний по температуре тогда уж :)

Действительно перемудрили.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account