bmwservice


Самообразовательный блог


Previous Entry Share Next Entry
Кольца "по чугуну"
bmwservice
            Многократно слышанный и спрошенный миф - загильзовавшие свои алюсиловые блоки коллеги, истово ищут специальные(sic!) кольца "по чугуну". Ну вроде бы как производитель, как известно, до чердака просчитал усилие/покрытие чего-то там, а они (производители), как тоже всем известно, никогда не ошибаются. Поэтому нужно непременно найти "особенные" кольца, подобранные по "особому" каталогу какого-нибудь Мале, или Кольбеншмидта, чтобы им-де было комфортнее скользить...

А если у вас был шанс усомниться в этой непреложной истине, то вам обязательно покажут "матово-черные" кольца одного вида, супротив "блестящих" колец другого вида, подобранных специалистами-гильзовщиками по секретно-засаленному бумажному каталогу для "переходных моторов" с обоими видами покрытий стенки цилиндра, например - BMW M60. Ну не дураки же, в конце концов, там все это придумали, убедительно скажут они потрясая фолиантом... Но увы, у меня плохие новости для любителей технологической эзотерики.

Беда даже не в том, что "просчитавшие все до..." спокойно меняют ЦПГ подчистую по нескольку раз за период выпуска одной конкретной модели двигателя. Иногда меняются даже сами типы покрытия стенок цилиндра (наиболее нашумевший пример - не интересующий нас в данный момент алюсиловый скандал с M60/M62/M52), диаметр, конструкция и даже профиль (VAG за последние 10 лет, BMW N52, Subaru и проч.):

Вспомним, например, про BMW N52B25 и увидим, что производитель успел слазать на чердак аж три раза за пять лет:


Затем посмотрим на освеженные поршни и кольца "для чугуна" от соседнего производителя (MAHLE) и неожиданно увидим там внезапно возникшее азотированное кольцо с совершенно иным натягом:


Вот смотрите: среднее кольцо было хромированным и "слабым", а стало самым жестким и, к тому же, с другим видом покрытия. Поршень в перекладке будет "кивать" от середины жарового пояса.  Когда-то все было иначе (образец справа): основное усилие было на верхнем компрессионном. Такой путь эволюции довольно опасен - асимметричное уплотнение умозрительно больше склонно к продавливанию масла в камеру сгорания, чего совсем нельзя было сказать про "симметричные" кольца старого поколения (типа BMW M54) - они не потребляли вообще ничего, пока не забивался маслодренаж:


А вот и "щадящая" блок асимметрия, которую применял VAG на старых поколениях ДВС - встречаем гарантированный расход масла от рождения:


Все вышерассмотренные случаи только усугубляются маслом/интервалом и вероятным износом.

Отвлекаемся от рассмотрения конструктивных преднатягов, снова смотрим на картинку с N46. А теперь - гвозь программы - "кольца и поршни алюсила против колец "для чугуна" - Итак, поршень мотора BMW N52 ("сделанные на алюсил"):


Это кто там сказал "такие же"?! Кто тут не видит различий?!

Не тиражируйте чужое невежество: никаких "специальных" колец и преднатягов для чугуна-алюсила-никасила-чего бы то ни было просто не существует в природе.

FAQ (в легкой и непринужденной манере):

1.В каталогах разных производителей существуют явно разные по покрытию/натягу кольца для разных моторов (с разным покрытием стенок)!

Именно так, но они могут быть разными(!) даже для одного и того же(!) ДВС. Смотрите кольца под 89-й размер от Mahle/NK/Goetze, например, для моторов серии "М" от BMW. А покрытие стенки у данных моторов одинаково. А кольца-то, какой сюрприз, могут быть разными совершенно - от полностью азотированного комплекта, до комбинированного (азотирование+хромирование) и полностью хромированной пары. Вы, в данном случае, явно знаете больше, чем сами производители знают о "совместимости" этих покрытий. Расскажите нам.

2.Да как же одинаково, когда прямо в каталоге для тупых написано: "ремкомплект поршневых колец Alusil" и "ремкомплект поршневых колец Nikasil" - куда уж яснее!

Да, не хватает только надписи "ремкомплект поршневых колец Chugunium" и версия бы выстрелила. Но беда в том, что это разные комплекты колец под разные блоки двигателей и поршней, которые по причине никасилового скандала стали обособляться в каталоге названием типа покрытия. Связь функционала колец с самим названием именно такая, какая присутствует у молока "Домик в деревне" с реальным домиком и деревней. А "Докторская" колбаса, что не менее удивительно, также сделана вовсе не из докторов и не предназначена для употребления работниками медицины и науки. Хуже того - высота этих колец конструктивно отличается (у М60 уж точно), "перепутать" их при заказе было бы просто фатально для заказчика - уйма выброшенных денег. По этой причине, кольца выделили даже названием соответствующего им блока - ключевого отличия одного мотора от другого, а вот "скользить" они просто ОБЯЗАНЫ настолько хорошо, насколько могут. И отличаться по данному функционалу "мягостью" ли, "жесткостью" ли воздействия, да чем бы то ни было, они просто не имеют права.

3.Да достаточно было бы погуглить немного по этой теме и убедиться, что покрытие самих поршней для "жестких" цилиндров отличаются от покрытий для "мягких" и это ФАКТ, который описан в конкретных документах от производителей. Ежу ясно, что просто так это делать бы не стали - просчитали до чердака усилие и тип воздействия на конкретную стенку цилиндра. Но дело даже не в этом - если они вообще для поршней так делают, то что уж о кольцах говорить - все кольца гарантированно могут быть только специальные - для "мягких" и для "твердых" покрытий...

Проблема в том, что грамотно спроектированная ЦПГ практически лишена долговременного контакта юбки поршня и стенки цилиндра. А если уж имеет, то это уже ВЫ, в свою очередь, гарантированно имеете задиры, натиры и прочие неприятности (гуглите истории про массовые задиры блоков Porsche Cayenne, BMW N62, N63 и прочие мощные V-образные моторы). Кто-то и когда-то решил подстелить соломку для новой технологии - уж если и коснется, то "мягким о твердое" - нечего возразить такой логике. А уж после это массово распространилось и всякие антифрикционные Моликоты. Суровая правда в том, что нормальный поршень не царапает ни себя, ни стенку, вне зависимости от покрытий обоих. А рассчитанный с ошибкой, обдерется сам и обдерет всех вокруг, ровно в такой же зависимости и чем ты их ни покрой - просто потому, что "покрытие" сдерется в первую очередь:


Что мне нравится в этой рекламе: исключительная честность - всего 1000 км пробега за которые... "хорошее" уже продрано, а вполне себе известное в мире "обычное", так и вообще стерто! Возникает закономерный вопрос....

4...

Резюме: поршневые кольца обязаны хорошо уплотнять и не изнашивать(-ся). Тоже самое можно вообще сказать о всей ЦПГ. "Лучших" покрытий не бывает, бывают правильно спроектированные (обычно, при помощи многолетних итераций - методом проб и ошибок) ЦПГ, которые позволяют выполнять все функции без ухудшений эксплуатационных характеристик и сколь угодно длительное время. Если ваша ЦПГ не "ест масло" и делает это уже свыше 10 лет - она правильная, вне зависимости от того, азотированы ли кольца, или хромированы, есть ли на канавках нирезистовая вставка или нет, качается ли поршень от среднего, или повис на верхнем кольце, или даже на обоих и в равной степени. Более того - в данной конкретной ситуации даже и не важно - изнашиваемая ли это "чугунная" пара, или "неизнашиваемая" алюсиловая. Она прожила уже целых 10 лет - точка. Поиск колец "под покрытие" эквивалентен поиску животных на заклание - вы решаете задачу противоположную требуемой: вы ищете условия оптимального износа(!), когда все усилия инженеров изначально были направлены ровно в противоположную сторону. В отличие от покрышек и тормозных колодок, проектировщики ЦПГ не ищут хорошего "сцепления" и "держака" в этих парах трения - не стоит искать их и вам. И последнее. Кольца всех типов в исправном состоянии работают на "масляной подложке". Кольца захлебывающегося маслом мотора смазаны даже лучше - износа там будет совсем мало. Исправный же мотор, даже с чугунным блоком, "истереть" любыми кольцами получится не ранее, чем на 10-15 году жизни...

P.S.Сопряженный материал, вторая часть которого посвящена эволюции ЦПГ в том числе.

Редактура и ответы - по фактической обстановке.


  • 1
Как же так, N62 плохо спроектирован? А писали вроде, что по ЦПГ он очень хорош...

N62 первых годов выпуска, с "пятнистым" покрытием, крошится, царапается и отслаивается. C рестайла уже все гораздо лучше...

Ммм, т. е. те, которые N62B44 видимо (задиры — это про них чаще всего встречается). У B48 для легковушек как родили шортблок в марте 2005 года, так и ставили до конца жизни.

Edited at 2016-10-20 12:17 pm (UTC)

Я могу уже что-то путать, так как моторы древние. Но помню, что визуально есть блоки, которые выделяются и отличаются. Они же и были подранными. Вот по-моему, это или все B44, а также первые B48, или что-то типа того. Моторы, которые пошли в рестайле на купе-седаны, типа 650, 550, 750, как правило идеальные внутри. То есть, чем ближе к концу выпуска, тем лучше ситуация в целом. А вот Кайеннам первых поколений ничего не поможет - там реально ВСЕ блоки напропалую наждаком обработаны.

На N62 ещё все распредвалы в 2009-ом году обновили, под конец так сказать. Интересно чем они отличаются от прежних, никакой информации как-то не нашлось по этому поводу.

Ранние ГРМ с эксцентриковым валом первого поколения работают с "провалами" на холостом. Ровно-ровно и затык...

Ага, первые эксцентриковые валы были с февраля 2003 по август 2004. После пошли уже новые до конца выпуска этих моторов. И провалов я как-то не замечал на холостых, а вот по распредвалам всё же интересно, что они там могли наменять, тем более вот так уже поздно, в 2009 году. Там этим моторам на конвеере жить оставалось ну от силы года полтора...

Точной информации по этому поводу может не быть даже у производителя. Я показывал ситуации, когда НОВАЯ деталь лежит в коробке со СТАРЫМ номером. Например, у BMW N52 промежуточная поршневая была с 2007 года, там новая геометрия, но старый дренаж. Купить такой поршень специально невозможно - номера формально нет. А еще супер пример по этой теме - форсунки на N63 - поколения меняются, номер остается.

С этим я и сам сталкивался, по мелочи. Например тот же датчик давления масла, заказывал по новому номеру, а в коробочке лежал с предыдущим.

А почему на грамотной цпг 10-15 лет? Почему не 30, например, или 50?....
Спасибо.

Edited at 2016-10-20 01:12 pm (UTC)

Потому что это уже. А если это и еще, то какие вопросы?

Энтропия колец.

Сергей, а можно ещё глупый вопрос от дилетанта? Вот вы говорите, что в правильно спроектированном моторе поршень вместе с кольцами не касается стенок цилиндра. А чего он, простите, касается тогда? Левитирует на масле?

"поршень вместе с кольцами не касается стенок цилиндра" - в той же мере, как коньки не касаются льда, разве что масло не из стенки цилиндра "вырабатывается". А вот контакт юбки и стенки цилиндра вообще крайне нежелателен во всех смыслах, хотя, как видно, часто происходит.

Стоит отметить что никасил и хромированные кольца действительно не дружат.

Стоит приводить ссылки и фотографии покрытия колец "под никасил", давайте-ка помогу:

http://prussianmotors.com/empower/images/inv_011136_11.jpg

Что же это там блестит?! Серебро? Полированный чугун? Ртуть?)

В ликбезе колбеншмидта действительно написано, что никасил и хромированные кольца не дружат.
А подтверждение вашей статьи можно найти в любом каталоге производителя колец и посмотреть, что один и тот же тип колец поставляется как для чугунных блоков так и для алюсиловых.


Edited at 2016-10-26 05:14 am (UTC)

МалеМале это прямо АмалияАмалия) Ну так мой вопрос в силе - а вот там, сверху, чем покрыты кольца?)

Кстати, в "ликбезе" кольбеншмидта написано, что моторы должны жрать масло и приведены едва ли не десятки причин почему. А вот мой мотор масла не ест и также поступают десятки тысяч моторов только в Москве и МО. А вот кольбеншмидт утверждает, что-таки должны и всегда. Как быть?)

Срочно чинить, пока не будет достигнут паспортный масложор.

  • 1
?

Log in