bmwservice


Самообразовательный блог


Previous Entry Share Next Entry
ГОРЕ ГУРА
bmwservice
       Pentosin CHF11s - жидкость для ГУР, выпускаемая немецкой компанией Pentosin с начала 90-х годов. Нарицательным именем "пентосин",  или "зеленая" почему-то называется именно синтетическая (ПАО, содержит до 75% 1-децен гидрогенизированный димер) модификация - "CHF 11s", хотя предыдущее поколение "CHF 7.1" представляет совершенно такой же "зеленый пентосин", просто на минеральной основе (до 50 процентов очищенной минеральной основы), просто продается он в белой жестяной банке - от этого, видимо, он "менее зеленый". Pentosin - одна из первых специализированных маловязких жидкостей для ГУР на рынке, отчасти по этому, компания сейчас основной поставщик на конвейеры производителей немецкой тройки.

Отличительной особенностью жидкостей этого класса является не только высокая цена за оригинал (около 1000 рублей за литр), но и чрезвычайно высокая текучесть - все жидкости ГУР Pentosin имеют показатели вязкости около 6-18 сСт (при 100 и 40 градусах Цельсия соответственно). Аналоги от других производителей изготовлены по аналогичному стандарту - FEBI, SWAG, Ravenol и прочие специализированные жидкости, включая оригинальные от BMW, Mercedes и т.д. - это маловязкие масла с показателями вязкости около 18-20 сСт при рабочей температуре . В системе ГУР она составляет всего около 50-60 градусов по Цельсию. Для сравнения - обычное моторное масло типа 5w40 будет примерно в 4-5 раз более вязким.



Также в магистрали гидроусилителя руля BMW и многих других производителей допускается применение трансмиссионных жидкостей для АКПП -  т.н. "ATF" на минеральной, синтетической, или полусинтетической основе. В случае BMW, это как правило указано на крышке расширительного бачка системы ГУР (примечательно, что именно крышка, а не что-либо иное определяет тип используемой жидкости). Как и в первом случае, крайне важным является вязкость при рабочей температуре - а она составляет 36-40 сСт, что почти ровно в два раза выше жидкостей производства Pentosin и аналогов.

Достаточно долгое время, системы ГУР для разных рынков снабжались жидкостями разных типов при полной идентичности конструкции всех узлов ГУР - в Россию шел именно Пентосин - мы числимся страной с холодным климатом. Индекс вязкости таких жидкостей выше 300 - это означает, что жидкость малочувствительна к изменению температуры в широком температурном диапазоне.

Кроме  того, автомобили с интегрированными гидросистемами (активная подвеска, гидроусилитель тормозов, система активного управления стабилизаторами и т.д.) комплектовались исключительно маловязкими маслами - здесь, очевидно, предельно малая вязкость гарантирует малое время реакции и надежность гидравлики при ощутимо низких температурах - вспомните, как работает АКПП при -20 градусах - там залито вдвое более густое масло.

Определенной проблемой для автомобилей старого образца может являться неприспособленность их систем ГУР к маловязким маслам. В случае, если вы решите использовать жидкости такого класса, будьте готовы к тому, что в системе не будет создаваться нужного давления - руль в самых тяжелых режимах (вращение на месте) будет практически невозможно повернуть. Если система не оборудована сервотроником, то что бы ни советовала компания BMW, ваш выбор скорее всего - обычное масло типа ATF.

В любом случае, менять масло на "пентосин" без надобности никакой необходимости нет. Никаких реальных преимуществ это не дает. Более того, в режиме высокой нагрузки на ГУР, как уже сказано выше, это сулит вполне реальные проблемы.

Краткий FAQ:

1.У меня сейчас залита жидкость красного цвета, мне советуют перейти на Пентосин (или аналог), нужно ли?
Если автомобиль не оборудован вышеперечисленной сложной гидравликой и ATF вам залили не по ошибке, то нет. Совсем нет. Совершенно бессмысленное мероприятие.

2.Ну как же: "Пентосин" - лучше, потому что дороже, современнее, синтетический и банка очень красивая...
Для потребностей обеспечения номинального ресурса насоса ГУР, хватило бы масла для смазки дверных петель, индустриального машинного масла и подобной "веретенки". Например, вот такой: http://www.lukoil-masla.ru/f/document/catalog/catalog2007_10.pdf 

3.Чем отличается Пентосин и аналоги от масла для АКПП типа ATF Dexron?
Примерно вдвое меньшей вязкостью при рабочей температуре. В потребительском смысле больше ничем. То есть, лично для вас -  ничем.

4.У меня на бачке написано "Pentosin CHF11S ONLY", случайно залили ATF  - что будет? Обычный ГУР.
Ничего не будет. Вообще ничего не будет.

5.У меня старое авто с CHF 7.1, его не найти в продаже - что мне лить?
Совершенно аналогичную по свойствам CHF11s, или более вязкую ATF.

6.Нужно ли менять масло в ГУР?
Если цвет масла еще соответствует заводскому красителю - смысла нет.

7.Подтекают уплотнения шлангов ГУР, иногда шумит насос, только замена поможет?
Большинство производителей выпускают жидкости для ГУР с восстановителями эластичности, или концентраты восстановителей эластичности. Как для ГУР, так и вообще... Это НЕ "герметики". Они ничего "не забьют", они безвредны для насоса. Также в избытке средств для безразборного снижения шума пар зацепления - это может оказаться в десятки раз дешевле замены насоса.

8.Меняю масло в ГУР, менять бачок и шланги?
Профилактически - да. Более никакого смысла в этом нет.

9.Что такое PSF?
"Power steering fluid." Общее название специализированных жидкостей для ГУР. Чаще всего,  там "пентосин" и многочисленные его аналоги - это как раз PSF.CHF - тоже самое. Также там может быть и жидкость, аналогичная ATF Dexron II/III. Проще всего ориентироваться на вязкость, тогда точно не промахнетесь.

10.Я не хочу ATF как у всех. Пентосин тоже не хочу. Хочу тюнинга.
Залейте маловязкое спортивное моторное масло типа 0w20 с модификатором трения. Будет "не как у всех" и со смыслом. На свой страх и риск, разумеется.

11.Руль тяжело вращается при парковке, но насос исправен, рейка (редуктор) исправна. В чем дело?!
Cтоит попробовать залить ATF (более густое масло). Проблема может уйти.

12.У меня автомобиль марки "крутая марка", туда идет только оригинальное масло стоимостью много денег. Аналогов нет. Случайно вынужден был долить "обычный" ATF - теперь меня ждет промывка и замена всего?
Ничего не ждет. Все масла совместимы. В банке вашего производителя все тот же PSF, или ATF. Просто производитель любит получать больше прибыли из ничего.

13.Поменял насос ГУР, трубки, бачок - какую жидкость ГУР мне залить? Pentosin? ATF? 
Если автомобиль старый, условно поколения E34/E38/E36 включительно и(или) оснащен рулевым редуктором, то подойдет ATF стандарта Dexron II и Dexron III. Практически без разницы. Если автомобиль поновее, то есть выбор - проще всего руководствоваться надписью на крышке расширительного бачка. В современные автомобили, практически без вариантов подойдет CHF11S и аналоги.

14.У меня давит масло из бачка. В чем дело?
Забился фильтр. Он находится в бачке. Покупаем бачок целиком и меняем. По той же причине не стоит покупать старый бачок на разборке.

15.Пенится масло, в масле пузырьки, насос шумит.
Насос ГУР хватает воздух. Требуется диагностика, а возможно и просто долив жидкости.

16.Для усвоения разницы ATF (красная, Dexron) и спец. жидкость (зеленая, Pentosin): 
Вязкость при высокой температуре (100 градусов) действительно почти одинаковая. Такой температуры жидкость ГУР достигать не должна даже близко. А вот при рабочей температуре ГУР (около 50 градусов), жидкость с более высоким индексом вязкости - "пентосин" - заметно жиже. Так называемые "Dexron" и "Pentosin" - обычные индустриальные гидравлические масла. Одно гуще, второе - жиже. Никаких чудес химии в них нет. Их цена, если бы не красивые баночки, повсеместное применение и импорт из-за рубежа, была бы равна индустриальным маслам отечественного производства - в 10 и более раз дешевле...






  • 1
А сейчас что идет в "страны с холодным климатом"?
Я правильно понял, что бы легче крутился руль, нужно более густое масло, особенно в холоде? а мне казалось наоборот надо)

Масло должно быть ДОСТАТОЧНО вязким при всех режимах эксплуатации. Так правильно.

А что значит "ДОСТАТОЧНО вязким при всех режимах эксплуатации"?
Если взять одинаковую температуру, где руль будет легче крутиться, в более густом или более вязком?

Во всем диапазоне рабочих температур, рабочая жидкость должна обеспечивать конструктивно заданное давление в ГУР - до 80-130 атм. Если вязкость соответствует, разницы не будет. Если жидкость слишком густая или слишком жидкая - будут проблемы.

Вредны ли вообще эти герметики в системе ГУР? Заливал немного (step up, вроде), жидкость ГУР перестала пропадать.

Присоединюсь к вопросу. "Гидролаб", например, на своем сайте пугает, что такие "якобы герметики" разрушают резиновые детали. Течь ненадолго пропадает, а потом появляется снова:

http://www.reikinet.ru/zametki/46-zametka01.html

Понятно, что у них тоже есть свой интерес, а "на самом деле" как?

На самом деле по-другому. :)

на самом деле у меня так было. поставил б/у рейку, не плохую, но текло из сальника вала (по причине несколько лет лежала снятой с машины, пересохло). доливал около 100 г в сутки. Залил hi-gear присадку-тюнинг, через пару дней течь прекратилась, а через 2 недели опять начало капать, правда намного меньше, чем в начале

вливал 10 лет назад подобный препарат от Wynns - течь практически сразу прекратилась и вот уже 10 лет всё с ГУРом прекрасно. пробег 300тыс.км

Внимательно прочтите мое сообщение. Там есть ответы на все вопросы. В том числе и на ваш.

был у меня такой случай:
на е34 с м50 где-то на 250т пробега начал выть насос гура при повороте руля (еще было ощущение что в это время руль подклинивает). сначала редко, потом чаще и чаще. выл в жару, на горячем двигателе. атф воняло палятиной.
заменил атф, но чуда не произошло.
купил новый насос. но перед заменой решил провести опыт (все-равно насос в помойку). купил ревитализант гура хадовский. такой маленький тюбик, содержимое на зубную пасту по консистенции похоже. применил. через какое-то время тот душераздирающий звук перестал появляться.
сам ко всяким ревитализантам скептически отношусь, но факт есть факт.
насос новый так и валяется в гараже.
такая история.

Да, вполне. Никаких чудес. Достаточно давно работаю с этой темой и не только по модификаторам трения.

Можно немного конкретики по этому вопросу в формате "название продукта" + "назначение" (в каких случаях его применяете)?

а вот мне хадо так и не помогло. хотя бачек не менял и систему не "полоскал", возможно потому

Спасибо, познавательно!
Хотел уточнить п.6, какой примерно пробег (или время, хотя подозреваю что на время пофику) требуется, что бы уж ну тооочно пора менять.
У меня если в бачек посмотреть - то тёмная непонятная фихня, а если на салфетку капнуть, то видно что красненькая...хотя и грязноватая.

"Темную непонятную фигню" вполне стоит заменить. Просто для эстетического удовольствия. Вместе с бачком и трубками. Возьмите два объема - 2 литра. На прокачку.

Спасибо, очень интересно! не смотря на то, что у меня нет ГУРа :)

спасибо за инфу. попробую у себя глянуть в каком состоянии жидкость.

Если с ГУР проблем нет - жидкость в рабочем состоянии. Остальное - лирика и эстетика. :)

У меня есть некоторые сомнения по поводу прикладываемых к рулю усилий во время стоянки авто, мне бы хотелось что б руль полегче крутился.

Жидкость ATF? На крышке что?

На крышке "ATF Only", что в реальности - никому не известно.

(Deleted comment)
А теперь вопрос.

Отличается ли чем-нибудь пентозин разных производителей? GM, CHF, Febi, Mannol etc.

у меня машина с подкачкой. Протерлась трубка на подкачке. В дороге что бы доехать залил просто масло. А потом трубку починил и залил енос трансмиссионку. Она гуще но ненамного. Уже три года так и катаюсь. Гур теперь не шумит и работает лучше особенно на месте. Остальные конечно негодуют но я пентозин буду заливать только если на новой машине. Тут почему-то мне кажется что трансмиссионка самое то. Тоже самое залил соседу у него старый икс а руль крутится очень туго. Уже од на еносе отлично и трубки целые.

подскажите, а CHF 7.1 вообще не производят или просто найти сложно?

Уже не производят. Но не искал, может и можно.

"16.Для усвоения разницы ATF (красная, Dexron) и PSF (зеленая, Pentosin):"
Вот парадокос, на мазде 6 в книжке написано лить ATF M-3 или Дексрон 2. Но почему-то жидкость в бачке залита (не знаю, с завода или в сервисе залили) зеленого цвета. Надо бы подлить и у меня как раз есть в гараже красный Dexron 2. Но эта зеленая жидкость в бачке озадачила. На крышке бачка кажется написано только Power Steering Fluid.

Edited at 2012-05-29 12:08 pm (UTC)

Еще один аргумент про "рекомендовано" и "по-факту".

Два вопроса:
1. "14.У меня давит масло из бачка. В чем дело?
Забился фильтр. Он находится в бачке. Покупаем бачок целиком и меняем."
Фильтр в бачке несъемный? Отдельно не заменяется, только вместе с бачком?
У меня зимой сильно давит CHF через крышку бачка. Летом проблем нет.

2. Какой препарат для разбухания резины применять в CHF? Не попадался ни один продукт, где было бы явно указана совместимость с CHF. А например любимая Ликви Моли на единственном подобном препарате для ГУР упоминает совместимость ТОЛЬКО с ATF, точнее даже только со спецификацией Dexron, насколько помню.

1.Только с бачком. Зимой давит по причине повышенной вязкости, очевидно.
2.Вы полагаете, они свернутся и образуют зубную пасту? Я так не думаю, размышляя о совместимости "масла с маслом".


1. Этой зимой купил бачок, осталось найти время поменять...
Вот что мне кажется странным: минеральная ATF - жидкость более вязкая чем CHF 11S. Однако с ATF таких проблем не было ни на Е36 (пробег 400тыс.км), ни на Е53 (пробег сейчас 144тыс.км), при том что эти машины я эксплуатирую при температурах до -40гр. А Е63 с жидкостью CHF 11S и пробеге всего 120тыс.км эксплуатируется всего-то до -15гр.С и при этом во время заведения холодного мотора происходит выброс Пентосина через крышку! Логики нет, imho. Может, конечно, конструкция самого бачка/фильтра на E63 менее удачная и способствует такому эффекту.

2. Дополнительно спрашивал у Ликви Моли этот момент - однозначно не рекомендуют лить в то, для чего их продукт не заявлен (спрашивал в том числе и конкретно про совместимость с Пентосином 11S). Потому очково. Есть аналог у Хай-Гир, который заявляется для абсолютно любых ГУР-жидкостей. Но этой фирме доверяю намного меньше чем Ликви Моли. Потому тоже очково :))

Использую Motul Dexron III, на спринтах "гур кипит" т.е. жижу выдавливает из бачка? В чем причины? Как победить?

Для начала замените маслобак ГУР. И вот опять-таки, вы статью читали? А то судя по последующим комментам, никто далее заглавия не идет... Там что, слова какие-то страшные? :)

Вязкость, конечно, параметр важный, но в ATF есть присадки, обеспечивающие работу фрикционных элементов. Описания физики их (присадок) работы ни где нет, но полагаю, что механизм действия основан на температурной зависимости. При температурах ДО... (положим 120грС) "присадки фрикционов" не активны - ATF выполняет роль смазки и гидравлики. При температурах свыше... меняется коэфф. трения (жидкость с изменяемым коэфф. трения), фрикционы не проскальзывают.

В PSF таких присадок нет....

Что будет, если ГУР "заряженный" ATF, перегреть?
Если учесть, что в масле сложно реализовать резкие переходы, изменение коэфф. трения будет достаточно плавным, а это может непосредственно влиять на темпы износа агрегатов.

Edited at 2013-01-24 04:49 am (UTC)

А я полагаю, что если руку до Солнца протянуть, то и обжечься можно. Это поэтому, видать, его так далеко засунули. Если вам интересно, что я еще полагаю, пишите. Расскажу.)

Смешивание разных жидкостей

Основных и самых распространенных жидкостей для ГУРа 3: ATF (красного цвета), PSF (желтого цвета), CHF (зеленого цвета). Можно ли эти жидкости смешивать между собой в какой-либо пропорции и безопасно для узла?

Re: Смешивание разных жидкостей

12.У меня автомобиль марки "крутая марка", туда идет только оригинальное масло стоимостью много денег. Аналогов нет. Случайно вынужден был долить "обычный" ATF - теперь меня ждет промывка и замена всего?
Ничего не ждет. Все масла совместимы. В банке вашего производителя все тот же PSF, или ATF. Просто производитель любит получать больше прибыли из ничего.


Мерседес E-класс 2002 года. Насос менялся полгода назад. При замене залили оригинал (пентосин). Не устраивает, как крутится руль на парковке - туговато. Звуков посторонних нет (насос новый).
Читал интернет - везде пишут, что если был залит пентосин, то погуще ATF уже лить нельзя, даже слив пентосин? Якобы запаситесь новым ГУРом. Почему-то в одну сторону ATF-пентосин менять можно, а в обратную нет. В чем дело? Развейте миф? Не хочется еще раз покупать насос.
Заранее спасибо!

Edited at 2013-09-16 02:13 pm (UTC)

Re: Пентосин на ATF

Ответ на ваш вопрос есть в тексте статьи.

"Читал интернет - везде пишут, что если был залит пентосин" - нет слов... что уж там...

Re: Пентосин на ATF

"Если система не оборудована сервотроником, то что бы ни советовала компания BMW, ваш выбор скорее всего - обычное масло типа ATF."
А если оборудована? Только Пентосин?

Здравствуйте, спасибо за ваш труд по просвещению и научной организации и систематизации трудов.

Имею вольво хс70 II

В рекомендациях пентосин 11с синтетика, залил минеральное феби 06162 (показатели кинематической вязкости соответствуют), однако в тяжелых режимах как например вращение колесами на месте руль стал крутиться сильно хуже и периодически сопротивляться издавая тяжелые звуки.

Стоит ли быстро и решительно сменить жидкость на феби 06161, которая синтетическая и полный аналог пентосина 11с, опасаюсь что втулки насоса начнут изнашиваться и манжеты в рейке потекут от минералки?

Добрый день! bmw e46. Гудел насос гура (до этого были заменены два LUK), поменял на ZF это шеви-нивы (давление немного ниже оригинала). Рейка отремонтирована. После промывки и замены гура, руль все равно объективно тяжелый. Жидкость ATF. Новый гур работает ровно. Немного потеют шланги, думаю менять их, так как уже не знаю что смотреть.

Всех приветствую.
Перечитал тонны информации про жидкости ГУР, узнал много полезного.
НО так и не понял одного простого вопроса...
А именно:
- МОЖНО ЛИ СМЕШИВАТЬ ATF СИНТЕТИКУ с ATF МИНЕРАЛКОЙ?
- Можно ли мешать "Pentosin" с ATF? (Выше написали, что можно, но везде в интернете пишут, что "зелёную" нельзя смешивать с красной и жёлтой. Кому верить?)
Если ли однозначные ответы на эти вопросы?

Edited at 2015-07-17 10:06 am (UTC)

На октавии тур 2003 г.в пока текла рейка, что только не лил- тупо приходил в магазин и брал первую попавшуюся литрушку с маслом за 50-80р. и ничего-все прекрасно работало. Затем все было отремонтировано, залит Энеос АТФ, поездил 2 месяца, гур загудел и я, являясь диким просто фанатом молибденовых присадок решил и туда его плеснуть, ровно 50мл ЛМовской и через 2 часа дороги звук исчез и поныне его нет.

А если в БМВ с "активным рулем" залить вместо CHF 11s залить ATF d3 ?

  • 1
?

Log in