bmwservice


Самообразовательный блог


Previous Entry Share Next Entry
Калильное число
bmwservice
Извините, снова пишу про эту мелочь. Но, как ни странно, часто спрашивают до сих пор. Удивительно, что кто-то про это вообще еще знает, так как если тема теряет актуальность, она обычно сама-собой забывается...

Вообще, калильное число это жуткий атавизм. Актуально было, наверное, годов с 50-х по 90-е, но не сейчас. Калильное число, это условный показатель способности внутрицилиндровой части свечи к охлаждению, выраженный через ее конструктив. Если свечка будет "перегреваться", то смесь будет воспламеняться просто от ее температуры. Если "недогреваться" - будет зарастать углеродными отложениями.
К сожалению, современные условия движения делают этот фактор вообще маловажным. Чтобы "высчитать" на стенде такую способность, нужно давать номинальную нагрузку. В постоянной пробке же, такая свечка явно будет слишком "холодной" - вроде бы должна зарастать продуктами от неполного сгорания и горения масла. То есть, если рассматривать способность к самоочистке как один из двух важных факторов, то вопрос про "очищение" уже под вопросом!

Далее, рассмотрим фактор с другой стороны - возможный перегрев. Вот это как раз можно учесть и ваша заводская свечка уже заведомо "холодная" с запасом. Думаю, даже для "гонки" должно хватить - посмотрите статью "Фокусы с маслом" от "Авторевю", или марафоны "За рулем" - там условия эксплуатации заведомо супер-горячие.
А вообще, в исправном ДВС (современном, не кушающем масло, работающем на гомогенной стехиометрической смеси) "очищать" на свечке реально нечего. Свечи от исправного мотора с пробегом 50-100 ткм - НИЧЕМ не отличаются от свечей из коробки.
Теперь, давайте совсем просто:

Что было?!
Автомобили с неопределенной, не всегда четко контролируемой смесью, неопределенным расходом минерального масла, двигающиеся в малопробочном режиме (нагрузка близка к расчетной, номинальной). Свечи можно было подбирать под условные режимы движения (кому надо, конечно). Например, если ездить 6000 об/мин в течение часа, то штатные свечки можно было "перекалить" и получить не только детонацию, но и дизелинг...

Что пытались достичь?
Свечка конструктивно подбиралась таким образом, чтобы ее жало нагревалась до действительно высокой температуры и все что могло бы с нее выгореть, выгорало бы само ("отжигалось"), но при этом не происходило бы самоподжига. Искали баланс. Эта величина также была связана давлением в цилиндре (можно сказать, что и со степенью сжатия конкретного мотора). Все это было увязано с производителем двигателя (и)или свечей, так как СЖ у двигателей были в широком диапазоне - сами свечи были зачастую "универсальные".

Почему сейчас это практически бесполезная величина?
В ДВС введен крайне точный и строгий контроль смесеобразования. "Чистить" на свече исправного мотора реально нечего. Отказ и некорректная работа системы впрыска - большая редкость. Чисто пробочная эксплуатация все равно покроет копотью любую современную свечу, но на трассе, в прочем, она довольно быстро выгорит.

С другой стороны, любую рыхлую копоть (то, что можно "отжечь") современная иридиевая свечка легко пробьет. Современные свечи выпускаются под конкретный мотор, с учетом его давления и заведомо огромным запасом по калильному и если и пострадают, то совсем не от плохой самоочистки. Свечку конструктивно зажали в миниатюру, ее скорее замкнет от чрезмерного давления современного турбомотора. Подробнее тут. Ну и еще: продукты сгорания современного масла ничем не выжигаются. Это устойчивое высокотемпературное отложение. "Горячая" свечка тем более такие отложения на себе только лучше закрепит. В общем, я рекомендовал бы забыть про такое понятие, как "калильное число свечи".

  • 1
"Свечи от исправного мотора с пробегом 50-100 ткм - НИЧЕМ не отличаются от свечей из коробки."

В таком случае, поясните, по какой причине в список регламентных работ по ТО входит замена свечей после пробега тыщ эдак в 50?

микротрещины

Или эрозия электрода. У самых простых, нихромовых.

изолятор быстрее стареет, чем металл испаряется.

Возможно. "Мертвых" свечек старого образца практически нет в практике. А вот новые могут прямо из коробки пропускать. Не так давно примеры приводил, про свечи N63.

1.Только что же вроде бы была статья про iDrive, в которой эта тема упоминалась - у современных авто вообще нету регламента по замене свечей. Или, как минимум, не должно быть.

2.Если есть - архаизм. Из прошлого века, по сути.

у иридиевых свечей - в РФ замена на 100 тыс км, в США на 100 тыс миль.
когда я менял свечи на 120-130 тыс км (точно не помню уже) - выглядели они идеально.

Да, и у нас и у них просто ограничили срок годности. Совершенно разными интервалами, к тому же. Как только массово пошли свечи нового образца, BMW указывала интервал 60000 км. Сейчас убрали. Реально иридиевая свеча близка к вечности.

мне вообще не очень понятно как они рождают сроки замены.
на одной и той же машине на одном и том же моторе ремень ГРМ в США меняется в 100 тыс миль, у нас в 100 тыс км. Неплохая такая разница получается.
Причём при замене ремня на 120-130 тыс - ремень с внешней стороны был уже весь в трещинах так что были видны армирующие нити - т.е. глобального запаса по прочности, в отличие от свечей, нет.

Edited at 2014-08-22 11:09 am (UTC)

В каком-то смысле от балды и среднего режима эксплуатации и проч. и проч.

Прошу прощения - но как свеча "изкоробки" может не отличаться от свечи с пробегом 50-100 тык ??

Выгорание, и соответственно истончение центрального и бокового/ых электрода/ов, как следствие изменение оптимального зазора для искрообразования - это ли не отличие ???

Edited at 2014-08-21 01:23 pm (UTC)

Сейчас с конвейера уже нету таких свечей в современных ДВС. В прочем, только совсем дешевые нихромовые свечи действительно можно привести в такое состояние. Но в статье речь про загрязнение, правда?

Сергей, а раз уж тут про свечи - при каких признаках их нужно менять? Если стоят оригинальные иридиевые.

Спасибо.

1.У исправного двигателя - работает, не трожь.

2.У маслокушающего - по визуальному состоянию (предчувствую, ощущению). Они реально могут позарастать до пропусков.

У исправного есть смысл менять на 100-120 ткм?

открутили, посмотрели

потрескалась - поменяли

Все так. Кстати, забавно, но чисто формально - уплотнительное кольцо на свече одноразовое! Одна затяжка номиналом 2-3 кг и все.)

про одноразовую затяжку уплотнительного кольца прикольно, кстати
все дилеры любят "осматривать" свечи за не хилое бабло, забывая про этот факт

Ну это формальность, конечно. Но по-сути - реально же уплотнитель уже не торт. Прокладку клапанной же редко кто больше двух раз использует. А тут...

после этого поста я сходил в автосервис и мы с корешами провели эксперимент: взяли новые свечи и затянули их от души в мотор
потом выкрутили и осмотрели кольцо
получилась жопа, хорошо видная при сравнении с новой свечкой
на некоторых свечах, кстати, кольца съёмные, но новых-то нигде не купить

Ну тем не менее, 99% владельцев устанавливают свечи повторно и вроде бы без последствий, так как само резьбовое соединение неплохо уплотняет.)

Почему же одноразовое? Оно один раз деформируется. Если в свечном колодце дно ровное, то ситуация приблизительно, как с одноразовыми медными/алюминиевыми шайбами. Тянуть динамометрическим ключом можно, а шаманство типа "завернуть от руки, а затем еще на 1/4 оборота" уже не пройдет. :)

Ну в общем да, "потому и не кусают".)

Значит ли это, что можно ставить какие угодно свечи?
Или всё-же необходимо учитывать модель мотора?

Все что завернется в резьбу и подойдет по геометрии, будет работать. Но зачем это делать и даже знать, когда все равно вы будете делать выбор исходя и каталожного номера и аналогов?

Вот и я о том-же...
Приходить в магазин и просто взять первые попавшиеся свечи или попросить свечи для мотора АБВГД ? Тем более, что на витрине уже лежат свечи, визуально подходящие, а свечи для моего мотора с доставкой в лучшем случае "на завтра"...

А что касается карбюраторных мотоциклов? Четырёхтактные моторы вроде как не сильно изменились за последние лет 40 ;-)
Кстати у себя свечу выкрутил - идеально чистая (только зазор поправил чуток). Потом завёл ненадолго, снова выкрутил - чёрная, как афронегритянин. То есть при запуске на переобогащённой смеси она реально засирается, а потом очищается.
Мот китайский, свечка NGK какая-то, в стоке стояла.

Картинок мало, добавлю про суровые отложения от современного масла.


Треш. И клапанная группа тоже.

Живого места не было. :) В моторе поменял все, кроме корпуса, коленвала и шатуна.

Завидую. Мне бы такие моторы массово понаблюдать, чтобы эксперименты провести.)

Я не наблюдаю такие моторы массово, это свеча одного из моторов моего мотоцикла для дорожной эксплуатации. Один цилиндр 659 кубиков, ездит на высоких оборотах, иногда часами почти около отсечки. Свеча более холодная, чем требуется производителем. В данном случае у мотора был овал где-то 0.07, зазор что-то в районе 0.1 и клапана и направляющие вне сервисных лимитов. Это после пробега 80 000 км. Иридиевая свеча работала нормально, несмотря ни на что. Разве что при около- нулевых температурах воздуха нужно было прогревать мотор перед бодрой ездой, иначе начинались пропуски зажигания на высоких оборотах под нагрузкой.

Самый треш - полностью заросшая свеча из второго мотора, который прошел 120 000, в котором за весь пробег только был слегка восстановлен хон (варварски, электродрелью). Кольца, поршень и клапанный механизм не менялись. К сожалению, эту красоту снял только на телефон с плохой камерой. Переснять не получится, так как свечка очищена и ездит в другом моторе.



Свеча тоже работала, правда в сырую погоду временами отказывалась. Но замена высоковольтного кабеля "решила" проблему. Осадок от масла стандарта MB 229.5 сульфат в смеси с карбонатом кальция. Иными словами: гипс и известняк. Химически удаляется на раз-два-три. Масложор - ориентировочно 1 л на 1000 км в течение одного сезона, т.е. пробег в таком режиме около 30 000 км.

Вот бы статейку о расшифровки отложений на свечах. И вообще о состоянии свечей при различных отклонениях в работе двс.
Про мои свечи(ваг 1.8Т не тси) Вы Сергей сказали что всё нормально. Но налёт какой то всё же на них есть.
http://s017.radikal.ru/i444/1408/91/98342265ba5b.jpg
С двигателем на самом деле действительно всё нормально. Хотя и почистили у Вас раскоксовочкой после дилерского.

Привет, на этих фото видны незначительные отложения от масла. Но это реально пыль, по сравнению с тем, что продемонстрировал всем нам thealx...

Отложений на современных свечах может быть только два вида:
1.Черные, от богатой смеси. Что может быть вариантом нормы современной эксплуатации в городе.
2.Белые - органика от масла и присадок.

Все остальные нюансы крайне специфичны и простому пользователю совсем не важны. Таблички от производителей BOSCH и NGK, которых полно в сети, относятся к временам американской Лунной программы. И вместо того, чтобы скорее сдать в архив это позорище, они его еще и дилерам массово рассылают))) Хотя любители уже делали какие-то более-менее пристойные таблички, без маразма с 30 фотографиями...

Отложения на свечке тойота приус

Во время тестов двигателя для проекта, одна свечка оказалась в странном нагаре. Как будто керамика, откалупывалось ногтем. Свечи менялись около 50ткм назад, при регламента в 150... Остальные три свечки не имели подобного нагара.

Можете как-то прокомментировать?

http://fotkidepo.ru/photo/34656/49818voLUAu8hxa/1017504w.jpg

Re: Отложения на свечке тойота приус

Масло через кольца хлещет. Вообще, это очень хреновые двигатели. Смотрел их. Хуже только те, которые ставятся на Тойота OPA, не помню как они там... те реально треш...

Re: Отложения на свечке тойота приус

А можно раскрыть тему "хреновые двигатели"? В чем хреновые? ЦПГ? Голова? Блок? Впуск? Выпуск? Можно ли этот двигатель как то улучшить? К примеру другие кольца? Другие поршня?

Re: Отложения на свечке тойота приус

Авто было с относительно небольшим пробегом. Все залито маслом внутри. Со всех сторон. У приуса 2 поколения тоже самое наблюдал. Видимо, издержки очень малого объема блока. Все слишком компактное. Может быть просто совпало, конечно. Но не раз.) И человек приехал из OPAклуба, там таких авто десятки и у всех тоже самое. И даже рекомендация есть от Тойота, чтобы уровень масла повышали на 0,5 л - иначе умирает оно быстрее - слишком мал объем картера.

Re: Отложения на свечке тойота приус

внутри это в цилиндре? или во впускном коллекторе?

в приусклубе на полном серьезе считают масло во впускном коллекторе, а значит и в горшках нормой... типа все валят на аткинсона... физику процесса я не понимаю. типа он сосет из блока масло, там для этого трубка есть. я правда думаю, что это наоборот - чтоб масло стекало... но откуда то оно берется там...

а про рекомендацию подробности есть? по мне, так 4.3л не сказать чтобы уж очень маленький объем масла. для холодного движка, работающего не всегда... ну будет 4.8... велика разница??

есть мнение что не справляется дренаж маслосъемных колец. народ сверлит дополнительные дырки. была также тема замена колец на королльи, там наборные маслосъемы и потолще компрессионные. но нет уверенности что так можно делать... поршни то ослабляяются от таких манипуляций...

Re: Отложения на свечке тойота приус

маслоуловитель надо добавить

«продукты сгорания современного масла ничем не выжигаются. Это устойчивое высокотемпературное отложение. "Горячая" свечка тем более такие отложения на себе только лучше закрепит»

Хотел бы оспорить ваше утверждение на конкретном примере. Скажу сразу, длительной практики наблюдения за моторами БМВ у меня нет, поэтому говорить за всю Одессу не буду, но примерно миллион км на различных японских тачках я намотал.

Так вот, приведу пример с двигателем 2,5 литра, атмосферным, четырёхвальным на автомобиле Субару 2004 года выпуска. Двигатель стал жрать моторное масло сразу после 15 тыс. км, когда дилер залил «лучшее», как он утверждал, масло. Не будем конкретизировать марку масла и почему дилер плюнул на спецификацию, но так продолжалось вплоть до 105 тыс. км, когда гарантия скончалась, и я сам погнал тачку на ТО (до 103 тыс. км я на ней практически не ездил, но наблюдал ежедневно все её потуги и пр.).

Свечи в моторе по каталогу Денса платиновые, меняются каждые 60 тыс. км, с этим интервалом и менял я их в сервисах до 280 тыс. км, когда автомобиль продали.

Но вернёмся к маслу. На пробеге примерно 40-50 тыс. км встал вопрос - что делать и кто виноват, когда на доливку уже стали покупать литровые банки каждую неделю. Шли годы, овальность прогрессировала, но глушить мотор на жаре никто не хотел, часами тачка молотила в холостую, охлаждая салон.

И вот наступил момент, когда Субару оказалась той тачкой, на которой я стал четыре раза в неделю ездил по межгороду. Ну как ездил? Летал. От Перми до Свердловска на отсечке, наплевав на скоростные ограничения ПДД. В одну сторону 380 км (включая десяток км по городу) и литр моторного масла (приехал в Свердловск – долил литр, вернулся в Пермь – ещё литр, такие дела). Про расход топлива можно не говорить, бака в одну сторону не хватало (не потому, что Субару говно, а лишь из-за отсутствия лимита на ГСМ, и вообще каких-либо ограничений по шинам, колодкам и пр). Моторное масло заливал с 105 тыс. км Эдж 0-40, оно показало себя более стойким на угар в сравнении с Магнентиком 5-40, которое однажды по ошибки залили в сервисе.

Топливо. Бензин от Лукойла Экто, а потом Экто+.

Каждый раз, меняя свечи, я задавал себе вопрос – нахрена я их меняю? Они чистые, зазор не увеличен, трещин и прочей желтизны нет.

Всё это я написал к тому, что чумовой расход моторного масла и эксплуатация мотора на предельных оборотах по трассе совсем не засирают свечи. Причина в том (моё мнение), что в современных бензинах премиум-линейки моющие присадки справляются с любым дерьмом в камерах сгорания (они, кстати, тоже были чистые - на 180 тыс. км решили сменить компрессионные кольца и «резинки», я смотрел лично в разобранный мотор и ничего там коксовитого не увидел).

Такие дела.

это всё?
а где гневный диспут и вообще?

Ну вы высказали мнение, привели пример из практики. А в чем диспут?

Богатая смесь, мёртвая лямбда

Denso Q16R-U, то что идёт в оригинале с завода.
Свеча стоит 65 р за штучку. Раньше хватало на 10-12 ткм, была дохлая лямбда (чувствую что родная, 320 ткм), Дальше начинался треш и угар - стрельба в глушитель, легкие провалы при наборе оборотов. Причем пробовал что NGK что Denso - без разницы. На свече остается чёрный нагар. После замены лямбды - 10 ткм пробега, вроде нормально всё.

Вставлю свои 5 копеек.
По личному опыту условий севера и крайнего севера , всегда замену свечей произвожу перед началом холодов( ниже -25) , при наличии легкого доступа к ним( без снятия впускных коллекторов и т.п.). Так же поступают знакомые. Некоторые даже не выхаживают по 10 т. км.
Как показывает опыт в 70-80% случаев стабилизируют ситуацию с зимним запуском. Просто замена свечей.
Для средней полосы такая замена менее актуально.

  • 1
?

Log in